Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология. Актуальные исследования 39 До августа 2021 г. в Афганистане не существовало никаких нормативных барьеров для обучения женщин. Всем людям в Афганистане было разрешено учиться, в соответствии с исламскими законами и мужчины и женщины имели равные права. Женщины, по сути, имели даже некоторые преимущества: со- гласно учению ислама, тот, кто имеет трех дочерей или сестер и правильно их воспитывает, попадет в рай. Любой тип дискриминации в отношении мужчин и женщин запрещен статьей 21 новой Конституции Афганистана, и все афганцы имели одинаковый доступ к образованию согласно ее статьям 43 и 44. Статья 43 гарантировала бесплатное государственное образование до уровня бакалавра. С 15 августа 2021 г. и после распада республики новое правительство Ис- ламского Эмирата Афганистана запретило женщинам посещать школы старше 6-го класса и университеты, а также работать в государственном и частном сек- торе, за исключением нескольких сфер деятельности – здравоохранение, службы безопасности и малый бизнес. Сегодня возвращение в школу афганских девочек старше 12 лет отложено на неопределенный срок, в результате чего 1,5 млн девочек (80 % от общего числа) не имеют доступа к формальному образованию. В декабре 2022 г. универ- ситетское образование для женщин было приостановлено до дальнейшего уве- домления, что затронуло более 100 000 студенток, посещавших ранее государ- ственные и частные высшие учебные заведения. В настоящий момент права и обязанности женщин регулируются в рамках исламского шариата: женщины и девушки не могут посещать университеты, им не разрешается работать в большинстве государственных и международных учреждений, только 2 % предприятий принадлежат женщинам. Литература 1. Зимин И. А. Социальные вызовы новому правительству «Талибана» // Россия и мир: науч. диалог. 2023. № 2(8). С. 171–181. 2. Тагунова И. А., Сухин И. Г., Долгая О. И. Теория, законодательство и практика за рубежом в контексте современных вызовов общему среднему об- разованию. М. : РНФ, 2022. 3.Afghanistan – Learning Poverty Brief – 2022 // World Bank Group. The World Bank in Afghanistan. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/ 099723007212219285/IDU0480879080a6cf041bd096c70b448a04faa81 (дата обра- щения: 30.03.2024). 4.Alvi-Aziz H. A progress report on women's education in post‐Taliban Afghan- istan // International Journal of Lifelong Education. 2008. Vol. 27. Iss. 2. P. 169–178. 5.Gender Development Index (GDI) // UN Development Program “Human Development Reports”. URL: https://web.archive.org/web/20190830210048/ http://hdr.undp.org/en/composite/GDI (дата обращения: 14.01.2024).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=