Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2024 38 Харес Саик Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Кабульский педагогический университет СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В АФГАНИСТАНЕ: ОГРАНИЧЕНИЯ И РИСКИ Аннотация. В данной статье приведены актуальные данные о состоянии системы обра- зования Исламского Эмирата Афганистан – труднодоступные сегодня для международного исследовательского сообщества. Анализ выполнен с точки зрения проблем и ограничений, связанных с образованием женщин и гендерным равенством, характерных для развивающихся стран. Приведены статистические данные, являющиеся основой исследования. Ключевые слова: женское образование, гендерное равенство, Афганистан. В настоящей статье собраны, систематизированы, проанализированы и представлены актуальные теоретические и эмпирические данные о системе об- разования Исламского Эмирата Афганистан – труднодоступные сегодня для международного исследовательского сообщества. Комплексный анализ нормативно-правовых документов, научной литера- туры, баз статистических данных международных организаций (ООН, ЮНЕ- СКО, ЮНИСЕФ, Всемирный банк), а также результаты проведенных нами опро- сов выявили сохранение и обострение гендерного неравенства в системе образо- вания Афганистана – целевых установках, содержании, организации образова- тельного процесса, академических результатах. В Исламском Эмирате Афганистан сегодня государственное образование структурировано по модели 6-3-3, т. е., начальная школа – шесть классов, средняя школа разделена на два цикла: младшая средняя – 7–9 классы, старшая средняя – 10–12 классы. Официальный возраст поступления в школу составляет семь лет. По окончании 12-го класса выдается так называемый «Сертификат бакалавра». До 4 класса образование является смешанным, остальные годы осуществляется раз- дельное обучение мальчиков и девочек по одинаковым учебным программам. По данным Министерства образования Афганистана в 2023 г. количество учащихся в государственных и частных школах составляло: мальчиков – 6 454 984, девочек – 4 451 746; число учителей в государственных школах – 134 447 мужчин и 71 273 женщины; количество учебных заведений в стране (без университетов) – 18 тысяч, из них только 16 % женских школ. В Афганистане самый низкий уровень грамотности среди женщин в реги- оне: 22,6 % по сравнению со средним показателем в 66,9 % по Южной Азии; уровень грамотности мужчин в Афганистане составляет 52,1 %, что также ниже среднего показателя по Южной Азии (81,5 %); уровень грамотности среди насе- ления в возрасте 15–24 лет составляет 47 %, что в целом ниже среднего уровня грамотности молодежи в странах с низкими доходами на душу населения; почти 30 % девочек в Афганистане никогда не посещали даже начальную школу.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=