Университет XXI века: научное измерение

Философия. Культурология. Этика в современном мире 271 услуги, коммуницируют в соцсетях, совершают покупки, организуют бизнес-про- екты. Современное поколение получило название «смартфонное поколение». Социальные реалии цифрового или «смартфонного поколения» российских подростков и молодежи XXI века таковы: стремительное овладение цифровыми гаджетами, начиная с младенческого возраста; онлайн-реальность вытесняет офлайн-реальность; онлайн-контакты в социальных сетях; коммуникационный разрыв между поколениями; низкий уровень цифровой грамотности и неосве- домленность о онлайн-рисках и digital-агрессии. Феномен цифровой агрессии связан непосредственно с кибербезопасностью и киберэтикой онлайн-пространства. Можно выделить четыре группы проблем: гражданские: национальная и экономическая безопасность РФ, кибератики, то- тальный контроль над личной жизнью человека в результате цифровизации куль- турного пространства России; общественные: дискриминация отдельных групп населения страны, например, по национальному, религиозному, половому или профессиональному признаку, асоциальность граждан страны в результате сти- рание грани между онлайн-и-офлайн реальностью, гаджетозависимость или «Goole-эффект», онлайн-риски; профессиональные: профессиональная невос- требованность гуманитарных специальностей; личностные: нивелирование об- щечеловеческих ценностей и традиционных морально-нравственных норм, «цифровой аватар» индивида, фейки, доступ к персональным данным. К основным видам цифровой агрессии или digital-агрессии в Интернете от- носят: киберагрессия, троллинг, кибербуллинг, флейминг, киберсталкинг, кибер- буллинг и т. д . С digital-агрессией в цифровом пространстве связаны следующие онлайн-риски: контентные – онлайн-контент; коммуникативные: общение поль- зователей сети; потребительские: не соблюдение прав потребителя, несоответ- ствие рекламы товара его качеству; технические: вирусные программы в PC; риск гаджетозависимости и деструктивного онлайн-поведения, переходимого в офлайн-реальность. Цифровой мир России XXI века породил морально-этические дилеммы он- лайн-пространства: идентичность – «цифровой аватар»; конфиденциальность – цифрой контроль/прозрачность; авторское право – плагиат; правда – фейк. Одной из главных задач проекта «Мы в ответе за цифровой мир» являлось разработка обучающей программы «Деструктивное поведение подростков и мо- лодежи в Интернете: риски и профилактика», направленной на повышение циф- ровой грамотности в области кибербезопасности граждан РФ. На сегодняшний день осуществляется Федеральный проект «Цифровые тех- нологии», направленный на обеспечение кибербезопасности страны и ускорен- ное развитие конкурентоспособных отечественных цифровых технологий [5]. Центральной дилеммой современного общества является разрыв между тра- диционной культурой и цифровой, в связи с чем необходимо реформирование законодательства РФ. Человек, а не искусственный интеллект, в цифровом мире России всегда должен быть творцом культуры и созидателем будущего.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=