Университет XXI века: научное измерение

Социальные науки 259 П. Г. Шеварин ООО «МЕГА ПрофиЛайн» (Подольск, Московская обл.) МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО ИНЖИНИРИНГА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ В ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Аннотация. В статье представлены существующие подходы к инжинирингу в России и в мире. Предложена модель комплексного инжиниринга, базирующаяся на маркетинговых подходах; исследованы проблемы отбора инвестиционных проектов химических и инжини- ринговых компаний; выявлены основные проблемы, предложен алгоритм и подходы к мате- матической оценке проектов. Алгоритм отбора инвестиционных проектов увязан с моделью комплексного инжиниринга. Ключевые слова: инвестиционные проекты, оценка инвестиционных проектов, алгоритм отбора, инжиниринг, химическая промышленность, модель инжиниринга, матрица отбора проектов, инновационное развитие. Существуют различия в трактовке совокупности мероприятий, относя- щихся к инжиниринговой деятельности в практике российских и европейских компаний. Хотя, ГОСТ Р 57306-2016. «Инжиниринг. Терминология и основные понятия в области инжиниринга» дает достаточно широкое определение инжи- ниринга, как инженерно-консультационной деятельности, содержанием которой является решение инженерных задач, связанных с созданием или совершенство- ванием продукции, систем и (или) процессов [9], в практике российских химиче- ских компаний инжиниринговая деятельность, как правило, ограничивается во- просам проектирования и строительства тех или иных объектов химической про- мышленности. В то время как современная европейская трактовка понятия инжиниринг ха- рактеризует индустриальный инжиниринг как комплекс современных методов и инструментов для целостной комплексной оптимизации всех процессов на предприятии [10]. Инжиниринг как вид экономической деятельности охватывает все стадии жизненного цикла разработки и вывода продукта на рынок: появление замысла, разработку эскиза или макета, внедрение в производство, маркетинг и выведение продукта на рынок, сервисное обслуживание и заключительную стадию – утили- зацию [11]. При этом реализуется классический цикл разработки и вывода продукта на рынок (рис.1), включающий не только научно-исследовательские и кон- структорские мероприятия, но и реализующий план маркетинговых меропри- ятий по продукту. В этой связи мы полагаем возможным применять понятие и методологию инжиниринга ко всем процессам, протекающим на всех стадиях жизненного цикла продукции.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=