Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2024 252 И. И. Тетерин, К. И. Смирнова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА (на примере ТГПУ им. Л. Н. Толстого) Аннотация. В статье описаны концептуальные основы модели развития образователь- ной среды высшего учебного заведения на основе внедрения проектного подхода. Указаны основные структурные элементы и применяемые инструменты данной модели. Ключевые слова: образовательная среда высшего учебного учреждения, проектный под- ход в системе управления образованием. Образовательная среда высшего образования сталкивается со значитель- ными вызовами, продиктованными строгими требованиями к компетентност- ному профилю выпускника, количеству сформированных у него «мягких» навы- ков и метапредметных умений. Происходит реформирование привычного учеб- ного процесса: внедряются современные форматы и практики преподавания, ме- ханизмы индивидуализации образовательных траекторий; создаются простран- ства для реализации творческой и исследовательской деятельности студентов; цифровизируются обеспечивающие процессы; запускаются новые направления подготовок студентов. Указанные изменения затрагивают необходимость изме- нения и самого типа управления образовательной средой университета. В этом отношении проектный подход может являться наиболее гибким управленческим инструментом, позволяющим эффективно действовать в перманентно меняю- щихся условиях внутренней и внешней среды. Проектный подход в управлении образованием предполагает разработку и реализацию проектов направленных на решение конкретных целевых задач. Такие проекты могут быть связаны с разработкой новых образовательных про- грамм и их комплексов, внедрением инновационных технологий, улучшением качества образования и другими аспектами развития образовательного учре- ждения [1]. Преимуществами проектного подхода являются: – повышение эффективности управления на основе анализа и планирования краткосрочных и долговременных задач; – вовлечение участников образовательного процесса в решение актуальных задач на основе мотивации. – гибкость и адаптивность управления на основе быстрого реагирования на изменения внешней среды. В своей утилитарной функции проектный подход может быть рассмотрен как способ достижения дидактической цели через детальную проработку про- блемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом [3].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=