Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2024 250 производства, общинный уклад и подушное обложение фактически исключали самостоятельное значение женщины; крестьянский быт не предполагал равно- правия полов, отводил женщинам второстепенную, подчиненную роль. Пореформенный период (60–90 гг. XIX века) сопровождался ломкой (разде- лом) патриархальной семьи, и к началу XX века доминирующим типом семейной организации русского крестьянства стала малая семья. В немалой степени кризису патриархальной ячейки общества способствовали семейные разделы, в ходе кото- рых семья дробилась и мельчала. Причиной разделов являлся крестьянский быт: семейные ссоры, неурядицы, конфликты, снохачество, появление мачехи или от- чима, эгоизм старшего брата – все это являлось обыденностью. Крестьяне сами прекрасно понимали все изъяны составной семьи: «У нас все разделы от баб», «Тесно жить молодым женам, да ведь три горшка в печь не влезут» [4, с. 83]. Серьезным испытанием для патриархальной семьи было отходничество и, как следствие, возросшая мобильность сельского населения. Молодые кресть- яне, уходящие на промыслы в город, теряли родительский и общинный контроль, возвращались в деревню с изменившимися понятиями, большей частью ради- кальной направленности, не совпадающей с традиционным крестьянским воззре- нием на жизнь: «Побывал паренек в Питере, стал другим человеком»; «Автори- тет родителей над детьми ослабевает»; «Молодое поколение, возвратившись с заработков, стремиться отделиться» [1, с. 97]. Подыгрывала семейным конфликтам военная служба, которая существенно меняла вчерашних сельских парней. Уход из привычной среды в солдаты, спо- собствовал быстрому усвоению новых взглядов, иных форм поведения. Выясне- ние братских отношений строилось на основе словесной перепалки типа: «Мы за вас служили», а «мы за вас работали» [1, с.101]. Для многих, вернувшихся со службы, традиционный земледельческий труд утрачивал привлекательность, что вело к уходу в город на заработки. Итак, пореформенный период – это поворот- ный момент для традиционных патриархальных семей. Естественный эволюци- онный переход от больших семей к малым был прерван и ускорен Октябрьской революцией 1917 года. В первые годы после революции семейный вопрос был вынесен на повестку дня. На месте «старой семейной модели» должна была появиться новая «социа- листическая ячейка общества», рассматриваемая как свободный союз свободных индивидуумов. Основные принципы построения семьи были определены Декре- тами и Постановления «молодой советской власти»: Декрете «О гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния» (18 декабря 1917 г.); Декрете «О расторжении брака» (16 (29) 1918 года); Постановлении Наркомата здравоохранения и Наркомата юстиции 1920 года «Об искусственном прерыва- нии беременности» [4, с.14]. И заключались: во-первых, в полной независимости от церкви; во-вторых, приоритете индивидуальных сексуальных свобод над се- мейными связями; в-третьих, в праве свободного репродуктивного выбора (право женщины на аборт) и равенстве полов [6, с.101]. Одним из первых новшеств постреволюционного периода стали органы За- писи актов гражданского состояния (Загс), которые должны были заменить цер- ковное таинство венчания. Граждане, желающие заключить брак, должны были

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=