Университет XXI века: научное измерение

Социальные науки 249 О. В. Рыжкова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого К ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА СЕМЬИ: ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ И ПОСТРЕВОЛЮЦИОННАЯ МОДЕЛИ Аннотация. Настоящая статья посвящена рассмотрению двух моделей семейной орга- низации – «дореволюционной» и «постреволюционной». Ключевые слова: семья, патриархальная семья, составная семья, нуклеарная семья, до- революционная модель, постреволюционная модель, социальный институт. Семья находилась и находится в центре пристального внимания представи- телей самых разных наук, так как это единственный институт, выполняющей це- лый ряд общественно важных функций: репродукционную, функцию социализа- ции, психолого-эмоциональную и многие другие. Эволюция института семьи – это постоянный, естественный процесс, обусловленный общими законами раз- вития. В одни исторические периоды, в силу особенностей устройства государ- ства и общества эволюция семьи практически неощутима, например в дореволю- ционной России (до 1917 года) существовал некий тандем между консервативно устроенным государством и обществом и такой же, по сути, семьей, в которой доминировали патриархальные начала, положение женщины было четко пред- определено. Большая часть населения страны составляло крестьянство, проживающее, преимущественно, в сельской местности, поэтому, традиционную патриархаль- ную семью рассмотрим на примере крестьянских семей. Все без исключения кре- стьянские семьи строились на принципах: почтительного отношения к мужчинам и старшим; стремления к укреплению семейно-родственных связей. «В крестьян- стве здешнем родители очень чадолюбивы, а дети послушны и почтительны. Не видано еще примеров, чтобы дети оставляли в пренебрежение отца или мать уста- ревших» [1, с. 143], – писали из Тульской губернии на рубеже XVIII–XIX вв. Старший по возрасту мужчина – большак – эта роль, обычно, передавалась от отца к сыну. Большак управлял обыденной жизнью и хозяйством семьи. Ре- шения принимал самостоятельно, но мог узнать мнение членов семьи. По сель- ским традициям отец был волен отдать своих детей в найм, не спрашивая на то их согласия. С вечера большак распределял работу на следующий день, и его распоряжения подлежали неукоснительному исполнению, в случае непослуша- ния глава семьи прибегал к домашней расправе. Распределением домашних ра- бот среди женской части семьи – дочерей, снох, вдов – производила жена боль- шака - большуха (старшуха). Она устанавливала очередность приготовления пищи, ведала сохранностью и выдачей продуктов, наблюдала за неукоснитель- ным исполнением обязанностей и выполнением работ. Патриархальные традиции закрепляли безусловное подчинение дочери отцу, жены мужу. Эта зависимость сложилась исторически: характер аграрного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=