Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2024 248 Описание военного фильма на них могло выглядеть так: «Осада Калэ: Кровавый эпизод из ‟Столетней войныˮ между Англией и Францией. Беспримерная роскошь постановки, для которой потребовалось до 1200 человек и более 200 лошадей, выдвигает предлагаемую картину на самое первое место, далеко опережая все до сих пор появлявшееся на синематографическом рынке, как в отношении правдивости вос- становления исторической эпохи, так и в смысле цельности и глубины впечатления от полных жизни и неподдельного трагизма картин настоящей войны с массовым движением конницы и пехоты, служащих как бы фоном для талантливой игры самых выдающихся артистов в ролях главных действующих лиц» [2]. Здесь уже присутствуют все «конвенции» жанра военного кино: реальное историческое событие, массовые батальные сцены, изображение оружия, формы, амуниции, крупные планы основных персонажей. Фирма братьев Люмьер также выпускала каталоги снятых картин. В 1907 г. такой каталог содержал 11 заголовков: жанровые сцены, комические виды, фран- цузские военные сцены, морские сцены, танцы, народные гуляния, панорамы, путешествия по Франции и во французские колонии, путешествия в чужие страны и официальные празднества [5, p. 199]. Классификация близка к жанро- вой таксономии Пате, но очевиден акцент на ее «французском» содержании. Рассмотренные каталоги позволили проиллюстрировать обе основные тео- рии классификации жанров в кинематографе: «маркетинговую» (жанр как сред- ство управления спросом [4, p. 58]) и «культурологическую» (жанр – ««форма коллективного культурного самовыражения, позволяющая драматизировать об- щие ценности, фундаментальные принципы и культурные оппозиции, структу- рирующие общество» [5, p. 79]. То и другое, верно и для военного кино, начав- шего формироваться как жанр вместе с другими «сценами» начала XX в. Литература 1. Генеральная компания фонографов и синематографов фабр. Бр. Пате в Париже = Etablissements Pathé Frères de Paris: каталог аппаратов и принадлеж- ностей. М. : Товарищество А. А. Левенсон, 1909. 2. Осада Калэ [изоматериал] : кровавый эпизод из «столетней войны» между Англией и Францией: [плакат]. [М.], [191-]. 1 л.; 60 х 92 см. 3. Пате, братья, фирма (Париж). Программа новых картин / Бр. Пате. [М., 1909–1910]. 31 л. 4. Gledhill Ch. Genre // The Cinema Book. L., 1985. P. 252–260. 5. Moine R. Cinema Genre. Malden ; Oxford ; Carlton : Blackwell Publishing, 2008.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=