Университет XXI века: научное измерение

Социальные науки 247 Ведущее место в киноиндустрии Европы занимала французская Компания братьев Патэ (Compagnie Générale des Établissements Pathé Frères Phonographes & Cinématographes). Основанная в 1896 г., к началу XX в. она стала крупнейшим производителем кинооборудования, кинофильмов и грампластинок, именно ею в 1908 г. была изобретена хроника для показа перед началом сеансов в киноте- атре. В России Агентство братьев Пате было открыто в 1909 г. (Москва, ул. Тверская, 36). С 1903 г. Компания начала включать в торговые каталоги темати- ческий список выпущенных фильмов, к 1907 г. постоянными рубриками были: сцены под открытым небом, комические сцены, сцены со спецэффектами (или трансформациями), спортивные и акробатические сцены, исторические, полити- ческие и текущие события, военные сцены, дерзкие сцены рискованного поведе- ния, балетные и танцевальные сцены, сказочные, религиозные и библейские сцены, сцены искусства и промышленности и т. д. [1; 3; 5, p. 198]. Отметим слово «сцена» (scène), аналогичное английскому «вид» (view), снова отсылающее нас (и зрителей начала XX столетия) к визуальным практикам раннего кинематографа. Вместе с тем, обратим внимание на появление в перечне определений, ориентированных не только на содержание, но и на форму произ- ведения – комедия, балет, сказка и т. д. Подчеркнем, что «военные сцены» здесь стоят особняком, они не включены в состав ни исторических, ни текущих собы- тий, а занимают «равноправное» положение. Компания братьев Пате рекламиро- вала свою продукцию не только через каталоги, но и плакаты, содержащие анно- тацию фильма и несколько изображений ключевых сцен (рис. 1). Рис. 1. Осада Калэ: [плакат]. [Москва], [191-].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=