Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2024 246 М. И. Ромашин Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ВОЕННОЕ КИНО В СИСТЕМЕ ЖАНРОВ НАЧАЛА XX ВЕКА Аннотация. На основе анализа торговых каталогов кинокомпаний начала XX века рас- смотрено становление военного кино как жанра. Ключевые слова: жанр, военное кино, кинокомпании, XX век. Слово «жанр» (от лат. g eneris ) означает «род, вид, разновидность». Какие именно признаки определяют ту или иную разновидность в классификациях про- изведений искусства всякий раз определяется особо и отдельно. Как и любая классификация, система жанров в кинематографе реализует за- дачу управления. В качестве особого феномена киножанр возник одновременно с оформлением студийной системы Голливуда: классификация лент помогла по- ставить производство «на поток» и обеспечить адресность аудитории. «Жанро- вая формула» задавала некие шаблоны для работы сценаристов и одновременно помогала зрителю сориентироваться в предложенном многообразии. Киножанр – не только система фильмов, в равной степени это и система ожиданий зрителей, которые взаимодействуют с кинопроизведением в процессе просмотра. Смысловая рамка жанра дает человеку возможность прогнозирова- ния и понимания, «означивает» для него происходящее на экране: почему про- исходят те или иные события, как персонажи одеты, почему они говорят и ведут себя так, а не иначе и т. д. Первые кинокомпании уже в самом начале XX в. начали выпускать реклам- ные каталоги с указанием «серий» или тематических заголовков кинолент. Сейчас мы, конечно, обвинили бы их в нарушении таксономической строгости, однако именно эта «размытость» границ и использование определенных слов-маркеров предоставляют историку интересный материал для размышлений и выводов. American Mutscope and Biograph Company существовала с 1895 по 1916 г. и была первой кинокомпанией в США, которая полностью посвятила себя про- изводству и прокату фильмов. В разные годы в ней работали режиссер Д. У. Гриффит, актеры Мэри Пикфорд, Лилиан Гиш, Лайонел Бэрримор и др. Уже в 1902 г. Biograph Company выпускала Advance Partial List , в котором груп- пировала свои фильмы по 14 темам: комедийные виды, виды спорта и досуга, военные виды, виды железной дороги, живописные виды, виды известных лич- ностей, трюковые картины, морские виды, пожарные и патрульные виды, пан- американские экспозиции, водевили, детские картинки и т. д. [5, p. 198]. Обратим внимание на повторяющееся слово «виды» – оно демонстрирует, как недалеко еще ушел кинематограф от «движущейся фотографии». Фильм того времени – это прежде всего показ каких-то сцен, и его жанр всего лишь указывает, что именно будет показано. В этом контексте демонстрация военного парада или би- вуачного лагеря ничем не отличалась от пейзажа или семейного завтрака.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=