Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология. Актуальные исследования 23 Д. К. Исакова, М. П. Маркова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого СРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ Аннотация. В статье показана роль положительного и отрицательного эмоционального подкрепления в стимуляции умственной работоспособности школьников и студентов. Выде- лены типы реакций. Количественно доказано преимущество положительного эмоционального подкрепления в повышении продуктивности интеллектуальной деятельности. Ключевые слова: эмоциональное подкрепление, умственная работоспособность, коррек- турная проба. В настоящее время для успеха в любой сфере жизни необходимо обладать высоким уровнем работоспособности. От неё напрямую зависит эффективность, качество и результат выполняемой работы. Важно понимать, что работоспособ- ность зависит не только от физического и умственного развития индивида, но и от его эмоционального состояния. Понимание того, как те или иные эмоции способны влиять на продуктивность деятельности, как организовать условия, позволяющие улучшить результаты работы, дает возможность создать в любом коллективе обстановку, которая будет содействовать быстрому и эффективному достижению поставленных целей. Объектом исследования стали 10 учащихся 9 класса и 104 студента ВУЗа. Для проведения исследования по оценке влияния положительных и отрица- тельных эмоций на умственную работоспособность мы применяли методику кор- ректурной пробы по буквенной таблице Анфимова [3, 4]. Участники эксперимента выполняли задание три раза: первый раз без подкрепления, второй раз с положительным эмоциональным подкреплением и третий раз с отрицательным. Все три пробы проводились в один день с интервалом в 30–40 минут. Задание за- ключалось в зачеркивании определённых букв по указанию экспериментатора. Оценивалось время выполнения задания, скорость и коэффициент продуктивно- сти умственной работоспособности, который рассчитывался по формуле [4]: Q = с 2 / (с + а) где Q – коэффициент продуктивности умственной работоспособности; с – количество просмотренных строчек (с = 44); а – количество ошибок. Скорость выполнения задания рассчитывалась по формуле: V = n / t где V – скорость выполнения задания; n – количество найденных букв; t – время выполнения задания. Испытуемые фиксировали количество выбранных букв и время выполнения задания на бланке. Время измерялось индивидуально с помощью таймера.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=