Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2024 220 технологий, направленных на повышение познавательной активности уча- щихся [4]. В процессе методической подготовки будущих учителей биологии моделиро- вание изучается в рамках теоретической и практической подготовки. Так, на лек- ционном занятии по теме «Наглядные и практические методы обучения биологии» моделирование представлено как способ мысленного или практического создания образа биологического объекта. При этом рассматривается классификация моде- лей, как отдельных организмов, так и сложных процессов функционирования био- логических систем. В процессе практических занятий продолжается изучение осо- бенностей метода моделирования на основе текстов инструктивных материалов для организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы. Для практико- вания полученных знаний студенты выполняют задания по включению метода мо- делирования в отдельные модули и блоки технологических карт уроков. Приведем примеры заданий, используемых при изучении частных методик обучения по всем разделам школьного курса биологии. Задание 1. Разработайте инструктивную карточку по созданию модели мор- фологического строения корня и корневых систем, побега и листа. Определите этап урока и виды УУД, формируемые при выполнении задания. Задание 2. Разработайте инструктивную карточку по созданию модели, от- ражающей особенности строения животного, относящегося к типу «Простей- шие». Определите этап урока и характер познавательной деятельности учащихся при выполнении задания. Задание 3. Разработайте фрагмент одного из уроков по теме «Питание и пи- щеварение». На одном из этапов урока организуйте групповую работу и исполь- зуйте метод моделирования, связанный с физиологическими особенностями пи- щеварения. Определите виды УУД, формируемые на данном этапе урока. Задание 4. Разработайте задание для домашней работы по теме «Биосфера». Создайте инструктивную карточку. Сочетайте метод моделирования и использо- вание средств инфографики. Литература 1. Концепция преподавания учебного предмета «Биология» в общеобразо- вательных организациях Российской Федерации, реализующих основные обра- зовательные программы : банк док. М-ва просвещения Рос. Федерации: URL: https://docs.edu.gov.ru/document/a689dbd81851028c aa60d55bae90f106/?ysclid= l702yts6t9973856592 (дата обращения: 17.06.2024). 2. Полякова А. А. Моделирование как метод информатизации биологиче- ского образования // Шаг в науку : сб. ст. по материалам III науч.-практ. конф. института естествознания и спортивных технологий. 2019. C. 336–339. 3. Зорков И. А. Формирование и развитие познавательных знаково-симво- лических универсальных учебных действий по биологии в основной школе // Сиб. пед. журн. 2014. № 6. C. 40–49. 4. Винник В. К., Гонова Н. В. Игровое моделирование как средство повыше- ния учебно-познавательной активности в образовательном процессе // Современ- ные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. C. 521.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=