Университет XXI века: научное измерение

Естественные и точные науки 219 Н. С. Карташова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ Аннотация. В статье обоснованы возможности метода моделирования в процессе до- стижения метапредметных результатов обучения биологии в рамках основного общего обра- зования, представлены примеры включения метода моделирования в процесс методической подготовки будущих учителей биологии. Ключевые слова: биологическое образование, методическая подготовка, метод модели- рования, метапредметные результаты. Модернизация биологического образования в контексте идей и подходов, от- раженных во ФГОС основного общего образования, требует, прежде всего, разви- тия методического сопровождения этого процесса. Вместе с тем, в документах, связанных с основными направлениями совершенствования системы обучения биологии отмечается, что в практике биологического образования недостаточно широко используются инновационные технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения, которые базируются на разнообразной познаватель- ной, коммуникативной и проектной деятельности. Подчеркивается, что на первых ступенях изучения предмета не полностью используются возможности деятель- ностного подхода к обучению и недооценивается значение метапредметных уме- ний учащихся в процессе обучения биологии. Многие преподаватели не доста- точно осознают важность формирования метапредметных умений при обучении биологии, что усложняет достижение результатов образования, сформулирован- ных во ФГОС основного общего образования [1, с. 82]. Одним из условий повышения эффективности биологического образования является учет философских основ этого процесса. Так, сущность эволюционных явлений и результатов, взаимодействие организмов с окружающей средой, це- лостность элементов органической природы и взаимосвязь всех уровней органи- зации живого требует учета связи между причинами и следствиями явлений, ко- личественными и качественными изменениями, взаимосвязи внешнего, внутрен- него строения и функциональных особенностей живых организмов. Очевидно, что пониманию философских основ биологических процессов могут способство- вать метапредметные умения. При этом отметим, что метапредметные умения также имеют особое значение для формирования естественнонаучной грамот- ности учащихся и для их самореализации в социальной, профессиональной и личной жизни. Среди множества методических инструментов моделирование выступает как эффективный метод для достижения познавательных и регуля- тивных метапредметных результатов. Метод моделирования также рассматри- вается в аспекте решения задач информатизации биологического образования [2]; в контексте знаково-символического моделирования [3]; в рамках игровых

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=