Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2024 194 зьяна с гранатой», которое используется для описания женщин, которые не умеют водить машину. Мы обнаружили подобные стереотипы в отношении женщин за рулем в нескольких странах мира: в Китае для описания женщин- водителей используется слово «дорожные убийцы», и даже сам термин «жен- щина-водитель» является уничижительным термином, полным дискриминации. В Туркменистане женщинам даже не разрешают выдавать водительские права. (2) все блондинки глупые Это справедливо и для всех стран, где женщины рождаются со светлыми волосами. Интересно, что люди во всем мире, кажется, готовы ассоциировать слова «женская красота» с «глупостью». На этот момент существуют китайские поговорки: «большая грудь – отсутствие мозга» и «длинные волосы – короткая проницательность». Независимо от того, на какое количество людей эти аргу- менты действительно распространяются, они пользуются популярностью. (3) женжины слишком много говорят Это еще один популярный стереотип. Но тут вопрос: как вы считаете, это хорошо или плохо? Ответ может варьироваться от человека к человеку. Даже с развитием общества и психологии восприятие людьми этого стереотипа будет меняться. В феодальном древнем Китае для женщин считалось добродетелью меньше говорить и меньше выражать свои мысли. Но в наши дни никто не ду- мает, что в смелом выражении женщинами своих мыслей есть что-то плохое. Исследования показали, что разговорчивость женщин в значительной степени способствует браку и воспитанию детей. На примерах уже обнаружили некоторые различия и связи между ПФ и стереотипами. По мнению Д. Б. Гудкова: ПФ(в широком смысле) включает в себя стереотипы. «Воспринимаемая инвариантность» ПФ – это национально детерминированной системе символов, ассоциаций и информаций, "базового стереотипного ядра знаний, повторяющегося в процессе социализации индиви- да в данном обществе и достаточно стереотипного (на уровне этнической куль- туры, а не личности)" [7, с. 14]. Мы больше согласны с В. В. Красных: то есть «стоит развести стереотип и прецедент» [8, с. 15]. За стереотипом нет физиче- ского объекта, он расплывчат, обширен, а ПФ (В том числе ПИ) должен быть конкретным человеком. Исходя из этого, Д. Б. Гудков делал вывод об одном из главных различий между ПФ и стереотипами: «ПФ связан с конкретным фактом (ситуацией, лицом, текстом) и обладает собственным значением, что отличает его от стереотипа, ко- торый не персонифицирован и/или обладает нулевой значимостью.» [6, с. 31]. В сочетании с несколькими примерами ПФ и стереотипами, связанными с женщинами, приведенными в данной статье, мы приходим к выводу, что сте- реотипы могут быть выражением ПФ на культурном уровне социальной общ- ности (а не на уровне личности), культурные стереотипы сохраняют опреде- ленные общие культурные элементы социальной общности (различных классов и жанров людей). В. В. Красных утверждает, что «ПФ могут носить социум- ный, универсальный и национальный характер, стереотипы – всегда нацио- нальны» [4, с. 267]. Мы полностью согласны с этим утверждением. Точно так же, как "Катюша" уже известна не только всей России, но и всему миру. Сте-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=