Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2024 192 Ли Мэнлинь Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРЕЦЕНДЕНТНЫЕ ФЕНОМЕНЫ И СТЕРЕОТИПЫ В ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Аннотация. Прецендентные феномены (ПФ) и стереотип – оба явления, которые инте- ресуются и изучаются в лингвистике, они не обязательно выражаются в форме языка. Между ПФ и стереотипами есть сходство, но это два разных понятия. Существует различие в их определении. В данной статье мы обсуждаем и покажем различия и связи между ПФ и сте- реотипами на основе гендерных исследований в лингвистике. Ключевые слова: прецедентные феномены, стереотипы, гендерное исследование, соци- альная общность. Прежде всего, необходимо прояснить понятия прецендентного феномена и стереотипа. ПФ: Изучение ПФ в 90-е годы прошлого века стало основой его теоретической основы. Общепризнанно, что выдающийся вклад в изучение ПФ внесли такие ученые, как В. В. Красных, Д. Б. Гудков, И. В. Захаренко, Ю. Н. Караулов, Ю. А. Сорокин, Ю. Е. Прохоров, Н. А. Кузьмина, И. М. Михалева и другие. Среди них широкое признание в научных кругах получили теории Д. Б. Гудко- ва и В. В. Красных. Во-первых, они считают, что по масштабам влияния «прецеденты» делятся на глобальные, национальные прецеденты, социумные прецеденты и прецеден- ты, известные лишь в малых группах. Во-вторых, «прецедентные феномены» имеют четыре основные формы выражения: прецедентное имя, прецедентное высказывание, прецедентная ситуация и прецедентный текст. По мнению В. В. Красных, прецедентные феномены – это: 1) хорошо известные всем представителям национально-лингвокуль- турного сообщества («имеющие сверхличностный характер»); 2) актуальные в когнитивном (познавательном и эмоциональном) плане; 3) обращение (апелляция) к которым постоянно возобновляется в речи представителей того или иного национально-лингвокультурного сообщества;» [5, с. 9]. Стереотип: Проще говоря, мы считаем, что стереотипы – это инструменты, которые по- могают человеку упрощать сложные классификации и экономить на мыслитель- ных процессах. Чтобы обеспечивать эффективное запоминание и понимание, че- ловеческий мозг склонен спонтанно генерировать стереотипы об определенном типе вещей или группе людей. Стереотипы – это две стороны монеты, которые помогают человеку упрощать процесс классификации и познания, но чрезмерная зависимость человека от стереотипов приводит к некоторым негативным факто-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=