Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2024 190 подавателями института русского языка как иностранного для лиц, желающих сдать экзамен на получение российского сертификата первого сертификацион- ного уровня (ТРКИ-1). Иностранные граждане, получившие сертификат уровня В-1, подтверждают владение русским языком на уровне, достаточным для про- должения обучения в вузах России. Все три курса были рассчитаны на работу со слушателями, изучающими русский язык вне языковой среды, что ставило перед преподавателями задачу сохранить у учеников мотивацию к изучению русского языка, чему способство- вали развивающие задания. На уроках преподаватели наряду с изучением грамматики русского языка осуществляли социокультурную адаптацию иностранных обучающихся, рабо- тая с текстами, рассказывающими о России (местах, людях, событиях). Российская система тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку была незнакома иностранным обучающимся. Тестирование по русскому языку как иностранному, прохождение которого было предложено всем обуча- ющимся, включало в себя сдачу пяти субтестов: 1) Лексика. Грамматика, 2) Чтение, 3) Аудирование, 4) Письмо, 5) Говорение. Слушателями отмечалась трудность и объемность предлагаемых тестов. Для успешной сдачи экзамена и получения сертификата, подтверждающе- го владение русским языком на определенном уровне, от тестируемых требова- лось набрать не менее 66% правильных ответов по каждому субтесту. Поэтому на уроках преподаватели не только занимались изучением нового материала, но и готовили слушателей к прохождению тестирования, включая в занятия эле- менты тестов по различным уровням речевой деятельности. Кроме пробных тестовых заданий, дающих слушателям представление о предстоящем тестировании, преподавателями были использованы и такие средства подготовки, как различные развивающие задания. Одним из видов за- даний было составление диалогов по образцу (с опорой на картинку). В данном упражнении шла отработка новой конструкции, а также ввод данной конструк- ции в речь обучающихся. Расширению словарного запаса слушателей способ- ствовало разгадывание кроссвордов, работа с рисунками при вводе новой лек- сики. Формированию навыков говорения служили задания на составление мо- нологических высказываний с использованием предложенных лексических единиц; написание текста-сказки помогало обучающимся не только закрепить полученные знания по грамматике, но и в увлекательной форме способствовало развитию навыка письма, а поиск нужной информации в тексте, чтение текста и ответ на вопросы с использованием определенного слова (союза) развивало навыки чтения. Упражнения на слушание текста с опорой на рисунок, просмотр небольших аутентичных видеосюжетов, а также слушание предложений с зада- нием повторить их по-другому были направлены на развитие навыков аудиро- вания. Таким образом мы видим, что при подготовке к тестированию по рус- скому языку как иностранному преподавателями использовались разнообраз- ные развивающие задания по каждому из видов речевой деятельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=