Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2024 186 мудрие, честность, честь, чудо, щедрость , содержащих идеальные ценностные ориентиры, свойственные русской ментальности, и составляющих положительный полюс этической концептосферы» [2, с. 354]. Надо сказать, что указанные этиче- ские концепты в силу того, что они напрямую связаны с историей славянства, с православием, близки и ряду других славянских народов, в частности сербам. Мы полагаем, что в современной сложной геополитической обстановке, когда славянство оказывается разобщенным, важно обращаться на занятиях по РКИ не только к культуре, истории славянских этносов, но и морально- нравственным основам существования человечества. Думается, что многие из тех этических концептов, которые мы привели выше, будут актуальны для сла- вянской аудитории в целом, в частности для сербских слушателей, изучающих русский язык. Работа с текстами на уроках РКИ не является чем-то новым. Текст являет- ся самой крупной единицей языковой системы. На основе текста можно реали- зовывать огромное количество заданий, упражнений, формировать различные навыки. Новизна нашей работы заключается в том, что мы в качестве базы для ра- боты в иноязычной аудитории отобрали тексты из произведений современных российских авторов, среди которых можно назвать Захара Прилепина, Гузель Яхину, Ладу Бланк, Викторию Токареву и др. [6]. Материал произведений ука- занных авторов позволяет на занятиях по РКИ рассматривать не только вопро- сы языка, его лексических и грамматических особенностей, но вопросы, свя- занные с русской культурой, историей, традициями, деталями русского быта, основами осуществления коммуникативных навыков русскими. Однако, по нашему мнению, тексты современных российских авторов являются благодат- ной почвой для рассмотрения вопросов аксиологического характера. Мы предлагаем остановиться на таких концептах, которые были бы близки и русскому народу, и, например, сербам. Безусловно, это ценности веры, друж- бы, добра, правды, любви и т. п. Опыт нашей работы подсказывает, что перед обращением к текстам с определенными конкретными целями и задачами необходимо проводить предтекстовую часть работы, в частности, в данном случае она может быть свя- зана с определением всего объема значений, выражаемых словами вера, добро, правда, любовь и др., с указанием на оттенки значений этих слов, с того, как именно их можно употреблять в текстах разных стилей. После первичного знакомства с отрывками из текстов современных авто- ров, по нашему мнению, можно переходить к работе, которая, с одной стороны, определяется принципами комплексного анализа текста, с другой стороны, за- дается именно особенностями обращения к морально-нравственным основам. В системе предлагаемой работы мы можем идти от более частных вопросов к более общим. Во-первых, по нашему мнению, можно дать задание выбрать из прочитан- ного объема текстов лексические единицы, которые непосредственно и прямо указывают на рассматриваемые концепты. Например, выбрать слова правда, вера, любовь и др.: «И – учить детей немецкому языку, любовь к которому уди-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=