Университет XXI века: научное измерение

Методика преподавания русского языка как иностранного 183 грамматические и другие аспекты русского языка, который является одним из наиболее сложных для овладения. При этом большое внимание здесь уделяется использованию принципу наглядности – применению наглядных материалов, которые способны более успешно освоить материал инофонам, которые зачастую лишены языка- посредника при изучении русского языка. При этом наглядность выполняет не- сколько важных функций. По мнению исследователей, к ним можно отнести наглядность как средство «формирования компонентов мыслительной деятель- ности в форме образов, развития умений оперировать ими и включать их в бо- лее сложные структуры мышления… вторая функция должна выполняться при включении средств наглядности непосредственно в конкретный процесс обуче- ния. В этих случаях наглядность должна использоваться как средство активиза- ции мыслительной деятельности учащихся при восприятии и обработке инфор- мации в процессе познания, в частности, при обучении» [3]. Принцип наглядности используется для мобилизации психической актив- ность обучающихся, а также увеличивает возможности непроизвольного запо- минания, а также ассоциации с уже знакомыми явлениями и понятиями. При этом наглядность нацелена в процессе обучения РКИ не столько на освоение новых знаний, сколько на ассоциацию и формирование нового взгляда на уже известную информацию. Так для освоения материала по истории России и ос- новам законодательства Российской Федерации наглядность необходима для ассоциации уже известных понятий с их графическим изображением, например, герб и флаг Российской Федерации. В тесте испытуемым предлагается выбрать один из правильных вариантов. Здесь имея наглядное представление об объек- тах, у инофонов не возникает проблем с выбором правильного ответа, так как они имеют наглядное представление о том, как они выглядят. Также важна наглядность и при освоении и русскоязычных лексических единиц. Уже известные инофонам на их языке времена года, предметы обихода, глаголы выполнения тех или иных действий, виды пищевых продуктов, при- родных явлений и многое другое при использовании картинок намного лучше усваиваются в их сознании путем ассоциации предметов и явлений с их изоб- ражением. Для успешного освоения, например, грамматического раздела инофонам требуется научиться согласовывать различные части речи между собой (имена существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, существительные с глаголами, предлоги с существительными и т. д.) в зависимости от того уровня владения русским языком, который необходим для сдачи экзамена, освоить определенное количество лексических единиц. Большое количество окончаний при согласовании различных частей речи в русском языке также лучше запоми- нается, когда в процессе их изучения используются таблицы и другие наглядные материалы, иллюстрирующие особенности, типичные для русского языка. Экзаменационные задания нацелены не только на проверку владения тео- ретическими знаниями по истории России и законодательству РФ, но и практи- ческого применения лексических единиц в речи в соответствии с необходимы- ми сферами и ситуациями общения, умения грамотно строить фразы и предло-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=