Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2024 176 какие испытания вынуждены преодолевать ученые, какие внутренние качества позволяют им сохранить верные нравственные ориентиры. «Д. Гранину удалось открыть для российского общества два разных замечательных типа естествоис- пытателей, биологов и удивительных личностей» [3, с. 87]. Безусловным проявлением авторской смелости и находчивости была публи- кация в 1974 году повести о биологе Любищеве. Смелость автора заключалась в обращении к личности ученого, обладающего «высокой «инцидентоспособно- стью»». Об Александре Любищеве автор напишет: « Он не умел уклоняться от неприятностей, от опасных споров, от скользких мест, и если падал, то разби- вался…» [1, с. 150]. Находчивость писателя Д. Гранина обнаруживается в выборе такого худо- жественного угла зрения на созданный образ Любищева, который позволял бы обходить довольно строгие цензурные рамки. Мы обратились к статье Михаила Давидовича Голубовского, биолога, гене- тика, историка науки, публикатора научного наследия А. А. Любищева, привели лингвостилистический комментарий выявленных тезисов, которые помогают убедиться в высоком уровне писательского мастерства Даниила Александровича Гранина. Во-первых, автор избирает исповедальный характер повествования. По- весть начинается с авторского отступления, характер которого носит явно выра- женный разговорный оттенок: « Рассказать об этом человеке хотелось бы так, чтобы придерживаться фактов и чтобы было интересно » [1, с. 84]. С самых первых строк писатель создает не только образ Любищева, но и образ автора – человека, сомневающегося в правильности выбранного нарратива: « Автор мало что сделал для украшения и развлечения. Автор сам с трудом разобрался в этом материале, и все, что тут сделано, было сделано по причинам, о которых автор сообщает в самом конце этого непривычного ему самому повествования » [1, с. 90]. При прочтении отрывков создается комический эффект: о странной жизни рассказано странным образом. Но в этой странности заключается одна из писательских находок: на основе неопровержимых фактов – писем, дневниковых записей А. А. Любищева – удалось создать художественное произведение. Во-вторых, названия глав повести отсылают нас к роману М. де Сервантеса «Дон Кихот». Заглавия метафоричны и иносказательны ( Глава десятая, назван- ная самим Любищевым «О генофонде», и о том, что из этого получилось . Глава седьмая о том, с чего начиналась Система. Глава двенадцатая. За все надо пла- тить ), использованы слова, свойственные разговорному стилю ( Глава четвер- тая про то, какие бывают дневники. Глава пятая о времени и о себе ), некоторые заглавия построены по модели сложных предложений ( Глава третья, в которой автор сообщает сведения, разумеется, достойные удивления и раздумья. Глава шестая, в которой автор хочет добраться до основ, понять, с чего все нача- лось ), некоторые – по модели словосочетаний ( Глава тринадцатая о противо- речиях. Глава последняя с грустью и признаниями ). В-третьих, Система времени, разработанная ученым, становится идейно- смысловым центром повествования. Повесть Д. Гранина посвящена описанию работы Системы, ее рациональному применению: « Его Время не было временем

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=