Университет XXI века: научное измерение

Русский язык и отечественная литература. Теория и практика изучения 175 С. Н. Самарская Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОВЕСТИ Д. А. ГРАНИНА «ЭТА СТРАННАЯ ЖИЗНЬ» Аннотация. В статье представлен лингвостилистический обзор исторической повести Д. А. Гранина «Эта странная жизнь». В работе затрагиваются следующие лингвистические вопросы: что составляет идейно-смысловое содержание произведения, с помощью каких язы- ковых приемов создается портрет биолога А. А. Любищева, в чем состоит своеобразие си- стемы заглавий произведения? Ключевые слова: лингвостилистический обзор, историческая повесть, лингвостилистика Д. А. Гранина. Каждым своим новым произведением он подтверждал свое и своих героев право не быть «у времени в плену», искать и находить ответы на его вызовы. Виктор Лопатников В качестве эпиграфа данной статьи выбраны слова Виктора Лопатникова, автора первой книги о Данииле Гранине в серии ЖЗЛ. « Не быть у времени в плену » – это жизненный принцип Даниила Александровича, это принцип, как нам кажется, составляет основу мировоззрения писателя [2, с. 6]. Быть погружен- ным в актуальные культурные, научные, социальные, политические вопросы – значит обладать достаточной осведомленностью, находиться в центре поликуль- турного мира. В настоящей статье мы обратимся к документальной повести Д. А. Гранина «Эта странная жизнь», в которой затронуты вопросы соотношения науки и лич- ности, науки и общества, Для людей, занимающихся наукой, чрезвычайно важно найти уникальную область знания, в которой можно стать первооткрывателем, в которой можно узнать, что же скрыто за белыми пятнами изучаемого. Даниил Александрович тоже примеряет на себя роль первооткрывателя, однако в качестве уникального поля исследования он избирает создание образа ученого в литературе. Примеча- тельно, что в работах писателя эволюционирует как идейно-содержательная сто- рона образа ученого, так и языковая сторона его воплощения. Если в ранних ро- манах («Искатели», «Иду на грозу») создан художественный образ ученого-ро- мантика, окрыленного идеей совершать открытия (вспоминается Сергей Крылов, Олег Тулин), то в поздних работах («Эта странная жизнь», «Зубр») читатель ви- дит маститых «ученых-зубров» (биолога-эволюциониста А. А. Любищева, гене- тика Н. В. Тимофеева-Ресовского). Очевидна мотивация автора в выборе прототипов документально-художе- ственных произведений. В результате столкновения тоталитаризма первой по- ловины XX века и развивающейся научной мысли ученых-биологов мы видим,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=