Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2024 170 Толкование значения слова «террор» посредством лексемы «насилие» (при- менения грубой физической силы или морального давления) указывает на сопо- ставимость и сходство данных понятий; у них присутствуют схожие компоненты значений – «острая форма борьбы», «применение грубой физической силы». Следовательно, заключительную фразу композиции «Машина террора» можно считать призывом к насилию. К данному финалу автор текста последовательно подводит. Рассмотрим ре- ализацию интенции автора в структуре произведения, в связи с чем следует про- анализировать речевые стратегии, т.е. совокупность речевых действий, направ- ленных на реализацию интенции автора. Во-первых, следует, прежде всего, обратить внимание на название произведе- ния – «Машина террора». Оно представляет собой метафору, подразумевающую бездушный механизм, устройство, совершающее работу по осуществлению наси- лия. Кроме того, в контексте идеи произведения автор объединяет себя и машину, подтверждение чему находим в заключительных строках: используется личное ме- стоимение «мы». Этим автор подтверждает, что становится частью машины, управ- ляет ею, может запустить механизм («Мы раскрутим маховик террора»). Во-вторых, ключевыми речевыми стратегиями в данном тексте являются стратегии самопрезентации, примера и совместности действия, посредством чего и реализуется призыв-побуждение, предполагается достичь распространение идей применения грубой физической силы, воздействовать на мировоззрение слушателей. Стратегию самопрезентации можно видеть в первом куплете. Цель данной стратегии – представить адресату «лирического героя произведения», автор- ское «мы», от «их» имени ведется повествование. Возникает образ сообщества сильных людей, сбросивших «все оковы морали» и, по причине чего, способ- ных при необходимости убить «без сомненья», взять всё своей собственной си- лой. Причем адресат замечает, что у этой группы людей отняли всё, кроме права на битву, тем самым рисуется привлекательный «романтический образ» неспра- ведливо униженных и оскорбленных. Для реализации данной стратегии автор использует тактику метафоризации («оковы морали»), гиперболизации («у нас всё кроме права на битву отняли»), употребления личного местоимения «мы» пока в обобщающе-ограничительном значении. С помощью данного приема указывается на совокупность представителей множества как единства, т. е. со- циальной группы, к которой принадлежит и автор текста. В результате у реци- пиента предсказуемо срабатывает механизм сочувствия и/или восхищения, и как следствия, соучастия. Второй куплет иллюстрирует применение стратегии примера. Люди, при- надлежащие сообществу, имеют авторитеты – «примеры героев», которые «жизнь и свободу отдали в бою». И группа клянется, обещает продолжить их дело: «Мы им обещаем не опустить знамя / И продолжить битву свою», здесь автор для усиления убедительности использует стандартную риторическую тактику (некоторые исследователи называют ее уловкой) «ссылка на автори- тет» – пафосный метафорический образ продолжения борьбы павших за пра- вое дело.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=