Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2024 168 провозгласила арийскую нацию единственно верной и уже «прославилась» сжиганием книг на площадях. Таким образом, антифашистская направленность произведения Шварца не подлежит сомнению. Неслучайно п оэтому жанр пьесы нередко обозначают как антифашистский памфлет - «публицистиче- ское произведение» «с резко выраженной обличительной… направленностью и вполне определенным социально-политическим «адресом» [2, с. 266]. Но жанр сказки Шварца все же шире. Это не только антифашистский пам- флет, а сатирическая комедия, цель которой заключается в обличении и развен- чании социальных пороков общества. Сатирически изображен в пьесе централь- ный персонаж, «голый король», и его окружение (похожий на солдафона при- дворный поэт, «суетливый» первый министр, фрейлины, шагающие строем и принимающие участие в учениях [4, с. 94–95, 100]). Комичны и образы при- дворных дам, возмущенных тем, что Генрих дал свиньям имена, соответствую- щие их дворянским титулам (Герцогиня, Графиня, Баронесса). Добавляет ко- мизма и сцена с участием волшебного котелка, являющегося обладателем уди- вительного по чуткости носа и разоблачающего прожорливость Герцогини, ску- пость Графини, лживость Баронессы [4, с. 61–63]. Помимо указанных выше жанров, в пьесе угадываются также черты лири- ческой комедии, которая обычно основана на мягком юморе и исполнена автор- ской симпатии к героям. Действительно, образы влюбленных персонажей в сказке по-доброму комичны, а их переживания драматург описывает с легкой иронией. Так, в начале пьесы главный герой Генрих предстает наивным юношей, который уже успел утомить своего лучшего друга Христиана рассказами о прин- цессе. При встрече с Генриеттой молодой человек робеет, а свои чувства выра- жает в настолько неестественных, напыщенных словах и жестах, что они произ- водят комическое впечатление [4, с. 58]. С репликами влюбленного Генриха кон- трастируют замечания и советы Христиана, помогающего другу завоевать сердце девушки. Все это создает комический эффект, что усугубляется и поведе- нием принцессы, которая предстает гораздо более смелой и активной, чем ее воз- любленный. Таким образом, созданная для театра пьеса «Голый король» отличается слож- ной жанрово-стилевой системой. В пьесе действует принцип жанровой много- слойности, благодаря чему она обладает многоуровневой жанровой структурой, что делает эту сказку первым и вполне удачным опытом Е. Л. Шварца в области жанрового синтеза. Литература 1. Липовецкий М. Н. Поэтика литературной сказки: (на материале русской литературы 1920–1980-х годов). Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1992. 2. Литературный энциклопедический словарь (ЛЭС) / под общ. ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. М. : Сов. энцикл., 1878. 3. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. Русский героический эпос. СПб. : Азбука; Азбука-Аттикус, 2021. 4. Шварц Е. Л. Избранное. М. : Гудьял-Пресс, 1998.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=