Университет XXI века: научное измерение

Русский язык и отечественная литература. Теория и практика изучения 167 Г. С. Миронова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого «ГОЛЫЙ КОРОЛЬ» Е. Л. ШВАРЦА: ОПЫТ ЖАНРОВОГО СИНТЕЗА Аннотация. Статья посвящена пьесе-сказке Е. Л. Шварца «Голый король», жанровая принадлежность которой не поддается однозначному определению. В статье исследуется про- блема жанрового синтеза и делается вывод о присутствии в пьесе признаков таких литератур- ных жанров, как сказка, сатирическая и лирическая комедия, антифашистский памфлет. Ключевые слова: жанровый синтез, пьеса-сказка, сатирическая комедия, антифашист- ский памфлет, лирическая комедия. «Голый король» Е. Л. Шварца – это пьеса-сказка, тесно связанная с драма- тическим родом литературы, обладающая всеми его признаками и предназначен- ная для постановки на театральной сцене. В то же время данное произведение, создававшееся под влиянием разных жанровых традиций, обладает особой «жан- ровой многослойностью» и «синтетической… жанровой структурой» [1, с. 108]. Разумеется, нельзя не обратить внимание на то, что в пьесе Шварца присут- ствуют элементы «жанрового архетипа народной волшебной сказки» [1, c. 154]. Основополагающим в пьесе является мотив чуда, главные герои наделены чер- тами, характерными для сказочного персонажа, действие помещается в условное пространство и условное время, а конфликт представляет собой традиционное для сказки противостояние добра и зла. Система образов пьесы соответствует системе персонажей волшебной сказки, выдвинутой В. Я. Проппом [3]: в сказке есть герой (протагонист) – Генрих, героиня – Генриетта, отец героини – король, помощник – Христиан, волшебный предмет – «котелок с колокольчиками», ан- тагонист – Голый король. В то же время пьеса, созданная в 1934 году, отражает самые сложные про- блемы того сурового времени, когда мир стоял на пороге Второй мировой войны. Идейно эта сказка Шварца, конечно, была нацелена против германского фашизма, на что указывают рассыпанные по пьесе реплики различных персо- нажей: «Камердинер. Вы арийцы? <…> Это приятно слышать»; «Король. Вы не знаете разве, что наша нация — высшая в мире?» [4, с. 87–88, 103]. Несмотря на внешне «легкую», сказочную форму, пьеса «Голый король» звучит как пре- дупреждение о той страшной угрозе, которую заключал в себе новый полити- ческий порядок, воцарившийся в Германии тридцатых годов двадцатого столе- тия. «Соседняя» страна, описанная Шварцем, военизирована, в ней даже «дере- вья… выстроены взводными колоннами», «птицы летают побатальонно», а «фрейлины… маршируют на площади» [4, с. 112]. Зловеще звучит диалог Ген- риха с Поваром, который сокрушается по поводу гибели своей книги, сожжен- ной на площади [4, с. 91]. Этот разговор непосредственно отсылает к событиям начала 1930-х годов, когда набиравшая военную мощь гитлеровская Германия

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=