Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы романо-германской филологии 153 Когнитивные механизмы временных категорий текста представлены хроно- логической организацией и точной темпоральной привязкой («весна 1981, когда азалии были в полном разгаре»). Использование конкретных дат и ежегодных со- бытий («ночь 1 декабря», «День независимости») служит временными марке- рами, которые помогают читателям расположить события в повторяющихся вре- менных рамках. Включение в текст воспоминаний («в ту конкретную ночь», «не- сколькими годами ранее») помогает обеспечить контекст и предысторию произо- шедших событий. Эти временные переходы задействуют эпизодическую память читателя и его способность путешествовать во времени, позволяя связывать про- шлые события с настоящим повествованием. Описание долгого судебного про- цесса («в течение четырех лет») помогает читателям задействовать временное распознание и рабочую память для обработки и усвоения расширенных рамок, позволяя осознать длительное влияние событий на сообщество Саванны и глав- ных героев. Помещая повествование в конкретные исторические рамки («начало 1980-х»), Берендт обеспечивает временной контекст, который помогает читате- лям понять значимость описываемых событий. Такая контекстуализация позво- ляет читателям опираться на свои знания об этом историческом периоде. Таким образом, можно сделать промежуточные выводы, что в своем романе «Полночь в саду добра и зла» Джон Берендт эффективно задействует когнитив- ные механизмы для создания особой хронологической и пространственной орга- низации текста, временные маркеры, ретроспекции, описания длительности, ис- торический контекст, ментальное картирование, пространственная иерархия. Все эти методы помогает читателям построить точные и подробные мысленные модели временных и пространственных измерений повествования, что в свою очередь улучшает взаимодействие с текстом, позволяя понимать место действия, последовательность, продолжительность и контекст событий. Литература 1. Lakoff G. & Johnson M. Metaphors We Live By. University of Chicago Press. 1980. 2. Semino E., & Culpeper J. (еds.). Cognitive Stylistics : Language and Cognition in Text Analysis. John Benjamins Publishing Company. 2002. 3. Глазков К. П. Экскурсия по городу: ментальные карты как инструмент изучения образа города // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 117. С. 140–145. 4. Николаева А. Ю. Теория воплощенного познания: исследования речи // Тео- ретическая и экспериментальная психология. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/teoriya-voploschennogo-poznaniya-issledovaniya-rechi (дата обращения: 19.06.2024). 5. Берендт Дж. Полночь в саду добра и зла. М. : АСТ, 2020.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=