Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2024 152 Настоящая статья направлена на изучение некоторых когнитивных меха- низмов, лежащих в основе восприятия и обработки пространственно-временных отношений в текстах англоязычных нон-фикшн произведений. Основная цель исследования – выявить, каким образом авторы этих текстов структурируют и передают пространственно-временные отношения, а также как эти механизмы влияют на понимание и восприятие читателем. Понимание когнитивной основы пространственных текстовых категорий предполагает изучение того, как люди представляют и обрабатывают локатив- ную информацию при чтении или создании литературы, это имеет фундамен- тальное значение для формирования моделей описываемой среды, навигации по этим мысленным пространствам и понимания отношений между различными пространственными элементами в повествовании. Здесь мы должны в первую очередь отметить ментальное картирование (создание ментальных карт как от- дельного восприятия физического пространства) [3]. Пространственная визуа- лизация помогает читателям создавать подробные мысленные образы описывае- мых пространств, а также улучшает понимание и сохранение пространственной информации. Пространственная иерархия (от крупных регионов (например, го- рода) до более мелких единиц (например, района, конкретного здания) помогает читателям понять сложные пространственные схемы и системы, созданные авто- ром, разбить их на отдельные управляемые компоненты. Согласно теории вопло- щенного познания понимание пространственных описаний включает в себя мо- делирование сенсорных и моторных переживаний. Читатели могут мысленно со- здавать прогулку по описываемому в тексте пространству [4]. Когнитивные механизмы, лежащие в основе временных категорий текста, включают в себя эпизодическую память, которая позволяет читателям запоми- нать и контекстуализировать события в рамках повествовательной временной шкалы, способность мысленно проецировать себя назад во времени, чтобы за- ново пережить прошлые события, или вперед, чтобы предвидеть будущие сцена- рии, хронологическая организация (представление событий в том порядке, в ко- тором они произошли, что соответствует естественному предпочтению мозга к последовательной обработке). Также автору и реципиенту текста помогает ис- пользование временных маркеров (конкретные даты, время и периоды), времен- ных связей (слова и фразы, как «тогда», «после», «до» и «тем временем»), указа- ний на продолжительность действий: (например, «трехмесячное путешествие»), временного контекста и исторических рамок. Представленные нами положения могут быть проиллюстрированы на при- мере известного нехудожественного (нон-фикшн) романа Джона Берендта «Пол- ночь в саду добра и зла» (Midnight In The Garden of Good and Evil, 1994), посвя- щенного 10-летнему расследованию убийства в городе Саванна, США. Подробное описание автором небольшого городка Саванны и окружающего ее ландшафта, домов главных героев, сцены убийства помогают читателям «ра- ботать» с пространством романа и создавать ментальные карты мест действия произведения. Образная картина высшего общества Саванны предоставляют чи- тателю контекстную информацию, которая помогает поместить повествование в конкретные культурные и социальные рамки.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=