Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы романо-германской филологии 129 Традиционно, экспрессивность является неотъемлемым элементом разго- ворной, художественной и публицистической речи, поскольку во всех этих сти- лях одной из первостепенных задач является воздействие на реципиента с опре- деленной целью: убедить в чем-то, вступить в коммуникацию, создать опреде- ленный образ или побудить к какому-либо действию. Но также появляется инте- рес к функционированию данной категории в научно-популярном медиатексте, поскольку данный тип текста не отличается эмоциональностью изложения и имеет свои отличительные характеристики как в целевой аудитории, так и в выполняемых коммуникативных функциях. В данной работе был произведен анализ на примере научно-популярных текстов англоязычных журналов National Geographic и New Scientist. Данные издания отличаются друг от друга как целевой аудиторией, так и способом подачи информации. Для журнала National Geographic характерен более широкий охват аудитории, так как в издании обсуждаются не только научно-технологические открытия и прорывы, но и вопросы социальной сферы. Издания New Scientist концентрирует внимание на темах, связанных с проры- вами в различных сферах науки, а также с описанием новых разработанных тех- нологий и сделанных открытий. В связи с такой разницей в целевой аудиторией тактики представления информации будут разными, чтобы максимально воздей- ствовать на своего среднестатистического читателя. В рамках исследования было проанализировано по пять статей из каждого издания на предмет наличия в тексте конструкций экспрессивного синтаксиса и их функциональное назначе- ние. Результаты исследования представлены в таблице (см. табл. 1). Таблица 1 Репрезентация категории экспрессивного синтаксиса Симметрия Сегментация Добавление Избыточность Вопрос National Geo- graphic 8 9 32 8 7 New Scientist 1 5 17 1 1 Из данных таблицы видно, что количество примеров употребления приемов экспрессивного синтаксиса превалирует в текстах журнала National Geographic, что позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, целевая аудитория дан- ного издания является более широкой, что, в свою очередь, приводит к меньшей подготовленности читателя воспринимать сложную научную информацию. Во- вторых, большее разнообразие применяемых средств воздействия связано также с разными функциями данных приёмов в тексте: авторы не только раскрывают содержание понятий, но и обращаются непосредственно к читателям, побуж- дают их к собственным размышлениям. В то же время, для издания New Scientist характерно небольшое количество приемов экспрессивности синтаксического уровня, доминирующая функция которых заключается в информировании чита- телей, раскрытии содержания научных терминов и понятий, что свидетельствует о направленности журнала на читателей, имеющих широкие знания в сфере

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=