Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2024 126 процесс усвоения учебного материала пойдет на много быстрее. Тем самым рас- ширяются возможности педагога, повышается интерес студентов к овладению иностранным языком, что, в свою очередь, повышает качество и результатив- ность процесса обучения. В процессе обучения иностранным языкам студентов педагогических вузов особое внимание следует уделить анализу и отбору информационных техноло- гий с учетом возрастной категории и языковых возможностей студентов, что также должно значительно повысить эффективность их языковой подготовки. Важное место при обучении иностранному языку студентов занимает работа с лексическим материалом. Для расширения запаса лексических единиц, усвое- ния их значений свою эффективность, например, показало использование элек- тронных словарей. Работа с такими словарями не представляет больших трудно- стей для студентов, в словарной статье к каждому слову представлены, в основ- ном, все его значения, а также могут приведены примеры перевода отдельных со- четаний. Отличительная особенность электронных словарей заключается в том, что помимо транскрипции дается звуковое воспроизведение слова, что в значи- тельной степени облегчает запоминание лексики, так как прочтение транскрипции для студентов, например, неязыкового вуза может вызвать определенные трудно- сти. К положительным характеристикам электронных словарей можно также от- нести возможность быстрого переключения с одного языка на другой. При обучении переводу иноязычных текстов одним из эффективных прие- мов может выступить корректировка готового перевода, выполненного элек- тронным переводчиком. Анализируя замеченные недочеты, студенты учатся са- мостоятельности, ответственности, развивают творческое мышление, что также положительно сказывается на качестве овладении иностранным языком. Информационные технологии можно также использовать при обучении та- кому виду речевой деятельности как аудирование. Для развития навыков и уме- ний слушать и понимать аутентичные тексты по пройденной тематике на ино- странном языке студентам предлагается прослушать ауди- и видео- файлы, ко- торые хранятся или транслируются в формате т.н. «поточного» вещания. Для контроля понимания извлеченной из прослушанного текста информации препо- даватель может использовать или готовые задания, имеющиеся в специальном приложении, или самостоятельно разработать материал на основе имеющегося там шаблона. Подобные действия педагога подразумевают наличие у него циф- ровой компетенции. При работе над творческими заданиями на иностранном языке, для поиска информации, например, для выполнения проектных заданий студенты могут пользоваться поисковыми системами в Интернете. При этом для поиска инфор- мации студентам необходимо предлагать проверенные ресурсы и приложения. Организация самостоятельной работы студентов также будет более эффек- тивной, если использовать возможности информационных технологий. Задания могут быть размещены на специальных образовательных ресурсах, где дает воз- можность не только их выполнять самостоятельно, но и осуществлять обратную связь с педагогом через чаты и форумы. Объем материала, а также его формат будет зависеть от тех задач, которые ставит педагог перед студентами.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=