Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы романо-германской филологии 125 Е. В. Куприна Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ Аннотация. В статье поднимается вопрос об эффективности применения информацион- ных технологий в процессе обучения иностранным языкам. Затрагиваются также проблемы отбора информационных технологий с учетом их особенностей, а также методы и приемы их применения при обучении иностранному языку. Ключевые слова: технологии, информационные технологии, обучение, иностранные языки. В настоящее время вопрос о применении информационных технологий в процессе обучения иностранному языку не является спорным. Однако продолжается поиск эффективных путей их использования для до- стижения целей и задач, стоящих перед высшей школой. Слово «технология» является сложным и в переводе с греческого первая часть означает «искусство», «мастерство», вторая – «слово», «учение». Понятие «технология», заимствованное из немецкого языка, представляет собой «сово- купность производственных методов и процессов в определенной области про- изводства» [2, с. 584]. Таким образом, под технологиями понимают выполнение ряд операций или процессов, которые оказывают воздействие на качество, форму, состояние объекта, материала и т. п. В постиндустриальном обществе, когда одним из самых важных ресурсов становится информация, понятие «информационные технологии» активно вошло во все сферы человеческой деятельности, в том числе, и в сферу образования. Осуществляя сбор, обработку, а также передачу информации или т.н. «ин- формационных ресурсов», информационные технологии в обучении иностран- ным языкам выступают в роли «умных орудий» (intellectual tools), которые осна- щают учебный процесс в виде электронных устройств и ресурсов и делятся на обучающие, развивающие и образовательные. Другими словами, под информа- ционными технологиями в обучении иностранным языкам понимают «техни- ческое оснащение учебного процесса в виде электронных устройств и ресурсов» [1, с. 211]. Например, при введении новой темы по грамматике преподаватель может воспользоваться наглядными материалами в виде карточек, таблиц и т. п. На сколько это будет эффективным способом предъявления материала, зависит во многом от самого педагога. Но такой технический процесс занимает много времени и не всегда эффективен, особенно если группа многочисленна. В то же время, используя, например, подготовленную программу с использованием смарт-доски, на которой можно параллельно с объяснением вносить изменения,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=