Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы романо-германской филологии 115 Медиаобразование – это “непрерывный процесс, который может разви- ваться” [3], который приводит к пониманию медийной информации, которая молниеносно распространяется в нашем современном обществе. В процессе обучения медиаграмотности развиваются навыки исследования и самовыражения, которые необходимы для того, чтобы быть критически мыс- лящими, стать эффективными коммуникаторами и активными гражданами в со- временном мире [4]. «Медиаграмотность» – это необходимый результат про- цесса медиаобразования. Чем больше вы узнаете о средствах массовой информа- ции или с их помощью, тем большей медиаграмотностью вы обладаете. Медиа- грамотность – это комплексное явление, которое подразумевает умение воспри- нимать, анализировать и создавать медиа-продукты. Это также способность ин- терпретировать и придавать личный смысл вербальным и визуальным символам, которые мы видим и слышим каждый день по телевидению, радио, в интернете, при чтении газет и журналов, а также в рекламе; способность критически выби- рать нужную информацию, оспаривать её и задавать вопросы [5]. ‘Медиаграмот- ность’ и ‘медиаисследования’ часто подразумевают аналитический подход к ме- диа, но не производство, в то время как «медиаобразование» обычно включает в себя как анализ, так и производство [5]. Для процесса преподавания очень важен тот факт, что медиаобразование – это междисциплинарный процесс. Медиаобразование оперирует знаниями из разных областей и дает возможность для междисциплинарных исследований. Интеграция медиаобразования в учебно-воспитательный процесс способ- ствует развитию сквозных навыков, таких как использовать эти медиа для обще- ния с другими людьми, анализировать, критически осмысливать и создавать ме- диатексты [6]; определять источники медиаинформации, её политические, соци- альные, коммерческие и/или культурные особенности. и контекст; интерпрети- ровать сообщения и ценности, предлагаемые средствами массовой информации; выбирать подходящие средства массовой информации для распространения своих собственных сообщений или историй и для охвата своей целевой аудито- рии [5]. Медиаобразование – это не обучение с использованием медиа. Оно не сводится только к развитию медиаграмотности. Существует множество средств массовой информации, с которыми мы стал- киваемся каждый день, таких как тексты (газеты, Интернет), фотографии (в жур- налах, на просторах Интернета, плакаты, телевидение и т. д.), фильмы (в основ- ном по телевизору), новости, аудио и т. д. Еще одним очень популярным средством массовой информации для под- ростков является музыка. Но музыка также может нести в себе совершенно иной посыл, способствовать формированию другого образа жизни. Очень важно, чтобы учащиеся привыкли критически относиться к этой музыке, как к посланию (тексту песни), так и к мелодии, стилю музыки. Внедрение цифровых медиа в межкультурное образование дает возмож- ность по-новому оценить не только цели и сущность межкультурного образова- ния, его ресурсы, методы и результаты, но и голос, ответственность и вклад учи- телей в процесс принятия решений в области образования на местном и нацио-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=