Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2024 114 О. А. Кудинова, В. И. Кудинова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого МЕДИАГРАМОТНОСТЬ И КРОССКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Аннотация. В этой статье мы рассматриваем понятия медиаграмотности и медиаобра- зования в межкультурном обществе, а также важность интеграции медиаобразования в учебно-воспитательный процесс. Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, межкультурное образование, ИКТ, СМИ. Современное общество характеризуется многообразием культур и системой взаимосвязей и взаимодействий, посредством которых культуры влияют друг на друга. Часть этих связей можно охарактеризовать как „межкультурные”. Рей считает, что “термин "межкультурный" был выбран в результате бога- того значения приставки "интер" и (антропологического) смысла слова "куль- тура" [1]. Приставка предполагает процесс. Таким образом, когда мы говорим "межкультурный", мы подразумеваем взаимодействие, обмен, взаимность, взаи- мозависимость и солидарность. Точно так же мы говорим о признании ценно- стей, о признании образа жизни, о символических представлениях, с которыми связаны человеческие существа (как отдельные люди, так и группы по отноше- нию к другим людям), чтобы понять мир; признание взаимодействий, которые возникают в определенный момент между множеством аспектов в рамках одной культуры или между различными культурами во времени и пространстве” [1]. Новое отношение к культурным реалиям определяет извлечение нового значения из старых культурных символов в результате изменения ссылок. С другой сто- роны, межкультурное общество способствует взаимозависимости, и из-за этого некоторые авторы считают, что интеркультурализм фокусируется на личности, а не на ее культурных особенностях [2]. Межкультурное образование направлено на мирное сосуществование куль- тур, в процессе которого формируется устойчивый образ жизни в многокультур- ном обществе, воспитывается понимание, уважение и развивается диалог между различными культурно-этническими группами, а сама личность формируется в условиях плюрализма. Понятие межкультурного образования охватывает целый ряд аспектов. Это необходимость интеграции межкультурного образования в процесс обу- чения; использование большого разнообразия методов обучения/тренинга; поддержка студентов в самопознании, поиске личностных стереотипов и обу- чении их преодолению путем сочетания индивидуальной и групповой работы; содействие развитию партнерских отношений между студентами; более широ- кое использование ИКТ и медиа в межкультурном образовании. Об этом мы и поговорим далее.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=