Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2024 102 А. И. Заволокина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА: КАК ПОМОЧЬ СТУДЕНТАМ РАЗВИТЬ ЭМПАТИЮ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Аннотация. В статье понятие эмпатии ассматривается как осознанное понимание внут- реннего мира или эмоционального состояния другого человека. Особое внимание уделяется методам развития эмпатии у студентов, в частности чтению художественных произведений. Подчеркивается, что через литературу студенты могут переживать эмоции и разнообразные переживания, расширять свой кругозор и понимание мира. Статья также подчеркивает, что книги и рассказы могут вызывать у студентов глубокие эмоции, позволяя им переживать ра- дость, горе, страх, любовь и другие чувства вместе с героями произведений. Автор отмечает, что чтение художественных книг помогает студентам развивать эмоциональный интеллект, улучшать коммуникативные навыки, расширять эмоциональный словарь и позволяет лучше понимать себя и других людей. В статье предоставляются примеры зарубежных художествен- ных книг, которые способствуют развитию эмпатии у студентов, и предлагаются методы об- суждения книг и организации групповых дискуссий для продвижения процесса развития эм- патии у студентов. Ключевые слова: эмпатия, чтение художественных произведений, коммуникативные навыки, зарубежные художественные книги, межличностное общение. Эмпатия (греч. empatheia – вчувствование, сочувствование) – осознанное понимание внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека. Соответственно, эмпатом называют человека, имеющего способность опреде- лять настроение собеседника [1]. Эмпатия играет важную роль в межличностном общении и помогает развить взаимопонимание и сочувствие [2]. Одним из спо- собов развития эмпатии у студентов является чтение художественных произве- дений. Через литературу они могут испытать разнообразные чувства и пережи- вания, прикоснуться к жизненным историям других людей, а также расширить свой кругозор и углубить понимание окружающего мира. Произведения разных жанров могут вызвать у студентов глубокие эмо- ции, заставить их переживать радость, горе, страх, любовь и другие чувства вместе с героями произведений. Чтение художественной литературы позво- ляет студентам погрузиться в сюжеты и атмосферу произведений, сопережи- вать героям и понимать их действия и мотивы. Это помогает развить способ- ность к сопереживанию и пониманию чужих эмоций, что важно для развития эмпатии. Чтение художественных произведений также способствует развитию эмо- ционального интеллекта студентов. Они могут учиться различать и анализиро- вать различные эмоции, понимать их происхождение и последствия, а также учиться контролировать свои собственные эмоции. Это поможет им лучше по- нимать себя и других людей, развивать межличностные отношения и эффек- тивно разрешать конфликты.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=