Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2024 10 должно быть связующим звеном, своеобразным «пазлом», позволяющим дости- гать цели работы педагога. Отсутствие мотивации или выпадение «пазла» из це- лостной картины развития личности ребенка в той или иной степени может при- вести к снижению или потере интереса к процессу получения знаний. Стоит отметить, что существует две группы мотивационных факторов: внутренние, такие как, удовлетворение от выполненных заданий, упражнений, опытов, тестов, проектов, самореализации в рамках проведения экспериментов; к внешним факторам можно отнести похвальные грамоты, сертификаты, ди- пломы первой, второй и третей степени, приглашения на посещение каких-либо мероприятий, признание одноклассниками и положение в образовательном учре- ждении. Таким образом, взаимосвязь внутренних и внешних факторов очевидна и не вызывает сомнений. В совокупности мотивационные факторы являются фунда- ментом для развития знание-ориентированной личности школьника. Дополним определение понятия мотивация, рассмотренное выше, указав на то, что в образовательной среде, это еще и «нестандартный стартер», связующее звено, «пазл», рычаг или инструмент. Мотивация как инструмент представляет собой то средство или своеобраз- ное устройство, с помощью которого воздействуют на школьника и изменяют, а порой даже преобразуют его в лучшую сторону. Для того чтобы побудить ученика к деятельности, чтобы определить сте- пень мотивации, которая является одной их составных элементов общей системы образования, как уже было сказано выше, можно условно всех учащихся поде- лить на три типа. С одной стороны, в любом учебном заведении преобладает среднестатисти- ческий ученик, которого формально можно назвать незаинтересованным в обу- чении. Низкая мотивация или неуверенность в себе, что в свою очередь может привести к затруднению при ответе на уроке или выполнению письменного за- дания. Такой ученик требует постоянного поощрения со стороны преподавателя, поддержку, учитель должен подталкивать и направлять среднестатистического ученика к эффективной образовательной деятельности. Здесь мотивация высту- пает именно рычагом. С другой стороны, в каждом классе, пусть и не в большом количестве, как правило, от одного до пяти, есть подающие надежды ученики, которых так же формально можно назвать успешными. Они отличаются высокой сформиро- ванной внутренней мотивацией, такие ученики готовы самостоятельно выпол- нять и решать поставленные перед ними образовательные задачи. Как правило цели школьника совпадают с целями учебного заведения. И мотивация в дан- ном случае является именно пазлом, ключевым элементом в структуре созна- ния ученика. Третий тип ученика, которого условно можно назвать специфическим, ори- ентирован на свои личные стремления, а не на интересы образовательного учре- ждения. Такому ученику не требуется поддержка со стороны преподавателя, он обладает внутренней мотивацией, нацеленной на достижение своих целей, кото- рые могут не совпадают с целями учебного заведения. И в этом случае можно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=