Университет XXI века: научное измерение

Фундаментальная математика. Методика преподавания математики. Физика 99 теории вероятностей. Одной из самых частых проблем, с которыми сталкива- ются учащиеся чуть ли не в самом начале изучения вероятности и статистики, является не незнание формулы или трудность в вычислениях, а отсутствие пони- мания, что именно необходимо в формулу подставить. То есть учащиеся верно определяют формулу для решения задачи, но путаются в данных, так как без- думно подставляют первые попавшиеся числа в формулу. Таким, образом, одной из главных задач курса является развитие умений учеников понимать, осмысливать условия задач, а в дальнейшем и окружающих событий, и верно истолковывать их математическим языком, что является неотъ- емлемой частью функциональной грамотности. Именно развитие функциональной грамотности занимает чуть ли не первое место в курсе «Вероятность и статистика». Потому что, например, в курсе алгебре акцент сделан скорее на формулы и различные техники преобразований, а вот в вероятности и статистике «техническая» часть практически минимальна, а глав- ной особенностью успешности решения заданий является умение понять условие задачи, сделать его математическую интерпретацию и уже потом верно применить необходимую формулу. Ученики верно решают задач и приходят к верным выво- дам только в случае правильной интерпретации учащимися имеющегося матери- ала в математическую модель, что невозможно сделать без осмысленного воспри- ятия данных, заложенных в задаче, а также без их анализа и оценки. В ходе изучения курса развивается и креативность мышления, так как «Ве- роятность и статистика» – это отдельный раздел математического мышления, ко- торый позволяет рассуждать нестандартно. Например, когда ученика просят найти вероятность какого-то события, не всегда бывает удобно напрямую искать вероятность этого события. Намного удобнее бывает из единицы вычесть веро- ятность «антагониста», результатом чего и станет вероятность искомого собы- тия. С этим дети сталкиваются чуть ли не на первых уроках, связанных с вероят- ностью и статистикой. Подобные задачи позволяют детям учиться креативному, нестандартному подходу к решению не только математических заданий, но и многих жизненных вопросов. Тесно связано с вышесказанным и развитие гибкости мышления, так как, например, многие комбинаторные задачи невозможно освоить с помощью заучи- вания действий и «натаскивания». Ученик, решая комбинаторные задачи, вос- принимает их не как последовательность алгоритмизированных действий, кото- рые приведут его к результату, а уже на этапе постановки задачи начинает вос- принимать ее «гибко». Разнообразное количество комбинаторных формул и раз- личных способов решения одной задачи учат детей не только осознанному ис- пользованию изучаемого материала, но и умению подходить к решению одного вопроса с разных сторон. Таким образом, курс «Вероятность и статистика» обладает широчайшими возможностями в огромной мере способствовать достижению качественного формирования функциональной грамотности у школьников – одной из ключе- вых, актуальных и необходимых на сегодняшний день целей ФГОС.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=