Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 96 кой орган был бы в состоянии обеспечить анализ эффективности функциони- рования аспирантур своего профиля во всех вузах федерального округа и вы- давать рекомендации по предоставлению целевых мест в аспирантуру, чтобы вузы с аспирантурой по данному направлению обеспечивали бы подготовку спе- циалистов высшей квалификации для вузов, где наблюдается дефицит таких спе- циалистов. Система таких Федеральных советов округа было бы эффективным инстру- ментом функционирования консорциума вузов соответствующего федерального округа и способствовало бы экономическому и социальному развитию федераль- ного округа». В январе следующего 2024 года исполнится 90 лет Постановлени ю СНК СССР от 13.01.1934 г. № 79 «Об ученых степенях и званиях». Несомненно, что такое отношение к науке и образованию в СССР сыграло важную роль в Победе Советского народа в Великой отечественной войне в 1945 году и в последующем создании ракетно-ядерного щита нашей Родины и обеспечило запуск первого ис- кусственного спутника и первого полёта человека в Космос. Специалисты немало говорят о том, что позиции Российского образования постоянно снижаются, падает престиж высшего образования, становится ката- строфически мало желающих продолжать обучение в магистратуре и аспиран- туре по математическим наукам. Такие процессы приведут к тому, что и общее образование понесёт существенные потери, так как некому будет преподавать математику на требуемом фундаментальном уровне в педагогических вузах. Одним из достижений системы отечественного математического образова- ния была организация математических олимпиад. В следующем 2024 году будет 90 лет со дня проведения первой Ленинградской математической олимпиады, а в 2025 году будет 90 лет со дня проведения первой Московской математической олимпиады. Важность системы математического образования, охватывающей всю страну, можно проиллюстрировать на примере мех-мата МГУ, которому в этом году исполнилось 90 лет. Когда в конце 70-х годов на мех-мате был введен раздельный конкурс для москвичей и иногородних, то сразу повысился процент девушек, поступающих на факультет, так как московские мальчики не выдержи- вали те высокие требования, которые к ним предъявлялись. На этом примере видно, что нельзя проблему подготовки абитуриентов для мех-мата возлагать це- ликом на московские школы. Чтобы в стране сохранялась широкая социальная база для подготовки жизненно важных специалистов по математике, по физике, инженеров необходимо, чтобы вся система подготовки педагогических кадров была обеспечена кадрами высшей квалификации во всех провинциальных педа- гогических вузах. Обратим внимание ещё на одну организационную проблему. Сейчас, когда требуется открывать новые направления подготовки (бакалавриат, магистратура и аспирантура), министерство не выделяет бюджетные места, пока направление не прошло аккредитацию на базе студентов, магистрантов или аспирантов, набранных на коммерческой основе. Но в условиях низкой привлекательности математического образования в провинции мы получаем тупиковую ситуацию особенно для провинциальных вузов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=