Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 82 А. Б. Ваньков, Б. П. Ваньков Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ОБОСНОВАННОСТИ ВЫВОДОВ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРОВОДИМЫХ СТУДЕНТАМИ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ Аннотация. Поиск способов построения обоснованных и объективных выводов в пси- хологических исследованиях приводит нас к необходимости применения статистического ана- лиза получаемых данных. Студент факультета психологии имеет возможность обосновывать построение развивающей программы выпускной квалификационной работы с помощью вы- числения коэффициента корреляции. Существует необходимость формирования у будущих психологов понимания сущности процесса повышения объективности исследования. Ключевые слова: статистически достоверные различия, корреляция, объективность ис- следований. Актуальность использования методов математической статистики в ходе выполнения выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций будущих психологов сложно переоценить. Исторически проблема построения выводов и обоснований в гуманитарных науках соответствовала претензиям в плоскости объективности-субъективности излагаемых учеными постулатов или просто получаемой ими информации. Например, интроспекция, как един- ственный прямой метод изучения сознания в ассоциативной психологии 18–19 веков. Ее, несмотря на субъективность, постулировали Д. Юм, Т. Браун и многие другие ассоцианисты. Однако, О. Конт в своей классификации наук, соответ- ствующей позитивизму, отнес психологию к категории метафизических и даже частично теологических уровней научного познания, то есть позитивной наукой он ассоциативную психологию не счел абсолютно. Это значит, что у науки с та- кими характеристиками нет объективного метода, который позволял бы иссле- довать процессы и выводить общие законы. Ведущие психологи той эпохи – се- редины 19 века – были вынуждены согласиться с ним [2]. Поиски решения указанной проблемы начались сразу после появления по- зитивизма. В качестве примеров приведем экспериментальную психологиче- скую лабораторию В. Вундта, появившуюся в Лейпциге в 1879 году, лаборато- рии его учеников и последователей в разных странах (В. М. Бехтерев, О. Кюльпе, Э. Титченер и др.), работы бихевиористов и гештальтистов, а главное – весь ста- тистический период развития психологической диагностики (А. Бине, В. Штерн и многие другие). До настоящего времени актуален вопрос обоснованности тех или иных те- стовых норм (была ли выборка, на которой они установлены, действительно ре- презентативной) или осмысленности применения конкретной группы упражне- ний в формирующем эксперименте. Проще говоря, исходя из каких соображений исследователь решил, например, что для усиления жизнестойкости участников эксперимента в программу формирующего этапа следует включить занятия,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=