Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 8 Темы профориентационных проектов довольно разнообразны и не имеют чет- ких границ, учитывая количество современный профессий. Среди них могут быть такие как: «Я – ветеринар», «Физик-ядерщик или микробиолог?», «Чаепи- тие кондитеров» и т. д. Рассмотрим подробнее реализацию одного из таких проектов в работе педагога-психолога. Профориентационный проект, как и любой другой, должен состоять из трех основных частей: подготовительного этапа, основного и защиты [7]. Начиная работу над профориентационным проектом, психологу необхо- димо разработать план, определить сроки реализации, а также обсудить органи- зационные моменты с администрацией школы и классным руководителем, по- сле чего можно приступать к подготовительному этапу. На данном этапе пси- хологу необходимо провести беседу с учениками, обозначив план намеченного мероприятия (в статье рассматривается реализация проекта «Мы – будущее страны») и сроки (учебная четверть или триместр), разделить подростков на группы по два-три человека, в зависимости от их предпочтений и общих инте- ресов, и помочь определиться с выбором темы проекта, ей может быть любая профессиональная область. В работу важно включить: исследование теоретиче- ского материала о профессии, рассказ о том, чем эта профессия нравится имен- но «нам» (группе учеников, представляющих проект), какие известные лич- ность в данной сфере родом из России, а также самая важная часть: что «мы» собираемся внести нового в данную профессию, или как мы собираемся раз- вить данную профессию в нашем государстве. Психологу стоит четко объяс- нить, как должен выглядеть продукт проекта, которым является презентация с кратким теоретических материалом и поэтапно разработанной практической частью, отражающей планируемый вклад учеников в данную профессию. Основной этап проекта заключается в самостоятельной групповой работе учеников с консультациями у педагога-психолога, которому необходимо еже- недельно (или через неделю) следить за продвижением в работе, а также кор- ректировать и направлять деятельность. Работа на данном этапе создает благо- приятные условия для ознакомления учеников с психологической характери- стикой профессии, т. е. с теми требованиями, которые предъявляются к темпе- раменту и характеру, вниманию, наблюдательности, мышлению и другим ко- гнитивным характеристикам, воле и прочим психологическим особенностям человека в той или иной профессии [8]. На этап защиты психологу необходимо выделить особое время: это может быть суббота или внеурочная деятельность, а также часы профессиональной ориентации, если они имеются в школе. Каждая группа учеников по очереди выступает у электронной доски/проектора, защищая свой проект. В заключении каждый ученик делает свой собственный вывод о том, подходит ли ему данная деятельность или же он заинтересовался профессиональной областью, которую исследовали его одноклассники. Данный проект может помочь подросткам углубленно изучить интересу- ющую профессию, предположить, как он может себя реализовать в этой обла- сти, а также принять во внимания другие сферы деятельности, о которых, воз- можно, он даже не задумывался. Синергией данной работы могут стать разви-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=