Университет XXI века: научное измерение

Фундаментальная математика. Методика преподавания математики. Физика 79 И. Н. Балаба, И. Ю. Реброва Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ШКОЛЬНОЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Аннотация. В работе излагаются проблемы, связанные со школьным геометрическим образованием, предлагаются пути их решения при подготовке будущих учителей математики. Ключевые слова: геометрическое образование, геометрическая подготовка студентов педагогического вуза. По словам И. Ф. Шарыгина, «роль Геометрии при обучении математике не исчерпывается собственно Геометрией. Широкое использование геометрии в не- геометрических разделах школьного курса может значительно улучшить обще- математическую подготовку школьников. Геометрические интерпретации поз- воляют лучше понять вывод алгебраических формул, правил и законов арифме- тики, сделать их наглядными, более понятными, запомнить их» [1, с. 46]. И с этим трудно не согласится, ведь хорошее геометрическое образование, про- странственное воображение и логическое мышление необходимы не только ма- тематикам, но и специалистам многих других профессий: физикам, инженерам, дизайнерам, программистам. Геометрия – единственный школьный предмет, основным принципом ко- торого является доказательство, и его важность в системе не только математиче- ского, но и всего школьного образования трудно переоценить. К сожалению, в последние годы этот принцип постепенно утрачивается не только в системе школьного, но и вузовского образования. О проблемах геометрического школьного образования говорится не один год (см., например, [1–3]). В ноябре 2019 года в Тольятти прошла IV Междуна- родная научная конференция «Геометрия и геометрическое образование в совре- менной средней и высшей школе», посвященная 80-летию Е. В. Потоскуева. Но пока изменений к лучшему не наблюдается, и виноваты в этом не только учителя математики. Введение итогового экзамена в формате ОГЭ и ЕГЭ привело к тому, что обу- чение геометрии в школе было сведено к минимуму. Увеличение числа геометри- ческих задач в итоговом экзамене не изменило ситуацию к лучшему, многие учи- теля опускают доказательства при изложении геометрического материала и просто стараются «натаскать» школьников на стандартные задачи, представленные в де- монстрационных версиях. Гораздо проще научить школьников стандартным прие- мам и методам решения задач, чем рассуждениям и доказательствам, да и набрать нужное количество баллов для поступления в вуз проще на типовых задачах, ре- шаемых по известным алгоритмам, которых больше в алгебре, чем в геометрии. Анализируя результаты ЕГЭ, отметим, что к решению геометрических за- дач с развернутым ответом большинство школьников даже не приступают,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=