Университет XXI века: научное измерение

Цифровизация образования 73 Существует внутренний и внешний критерии оценки качества образования, каждый из которых оценивается на основании конкретных показателей. Внут- ренняя (проверку проводит сама образовательная организация) оценка включает наблюдение за состоянием образования, динамикой результатов, условиями про- ведения учебной деятельности, достижениями обучающихся. Инструментом контроля и диагностики выступает ВСОКО, которая устанавливает, насколько результат обучения соответствует ФГОС и ожиданиям потребителей. Эта оценка служит информационной поддержкой учебного процесса. Внешняя же оценка проводится внешними службами, ответственными за оценку качества образова- ния. Она осуществляется через региональные и федеральные мониторинговые исследования . Мониторинг играет ключевую роль в измерении качества образо- вания. Ранее мы уже давали определение педагогического мониторинга, как ком- плексной диагностической системы для оценивания и прогнозирования состоя- ния педагогического процесса с целью оптимального выбора средств и методов обучения для повышения эффективности образовательного результата [2]. В ходе педагогического мониторинга происходит анализ и сравнение различных параметров, его результаты позволяют оценить качество образования в стране, в отдельных ее регионах, в каждом образовательном учреждении, а также срав- нить его с другими странами мира. Сказанное выше подразумевает, что для оценки качества образования необ- ходимо провести сравнение с определенным эталоном. Нормы (эталон) качества образования представляют собой систему требований, которые фиксируются до- кументально. Например, для системы высшего образования нормы качества за- креплены законодательно в Государственных образовательных стандартах для профессионального образования. Оценка качества образования представляет собой числовую или семантиче- скую меру, которая отражает соответствие измеренных характеристик и функ- ций эталонному уровню качества. Однако в настоящее время при оценке каче- ства образования часто возникает необходимость измерять множество различ- ных характеристик. Но чтобы принять взвешенное решение, необходимо опи- раться на определенные ясные и измеримые стандарты и критерии. Важно по- нять, что именно мы хотим измерить и с какой целью. Только после того, как мы найдем ответы на эти основные вопросы, связанные с образовательной полити- кой и философией, мы сможем переходить к вопросам, связанным с процессами сбора и анализа данных. Поэтому необходимо развивать мониторинг как основ- ной инструмент оценки и управления качеством образования. Литература 1. Закон об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 дек. 2012 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.11.2023). 2. Морковина И. А. К вопросу о педагогическом мониторинге // Мол. уче- ный. 2022. № 51 (446). С. 204–208. URL: https://moluch.ru/archive/446/ 98209/ (дата обращения: 20.11.2023).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=