Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология. Актуальные исследования 7 В. А. Болотова, Ю. А. Селезнева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ ПОДРОСТКОВ Аннотация. В статье рассматривается возможность управления формированием про- фессиональной ориентации подростков в школе в процессе проектной деятельности, органи- зованной педагогом-психологом. Ключевые слова: профессиональная ориентация, подростки, проектная деятельность. Профессиональная ориентация – целостная и многоаспектная система научно-практической деятельности, отвечающая за подготовку подрастающего поколения к выбору будущей профессии, решающая ряд задач по формирова- нию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего запросам общества и индивидуальным особенностям каждой личности [1]. Управление формированием профессиональной ориентации школьников осу- ществляется посредством разноплановой активности, среди которых особый интерес вызывает проектная деятельность. Проектная деятельность – это элемент проективного образования, целью которого является разработка и реализация уникального проекта, имеющего жизненный смысл [2]. В современной школьной среде проектная деятельность используется довольно активно и в процессе обучения, и в процессе воспита- ния, ее реализуют как учителя предметники, так и педагоги-психологи, ведь именно посредством нее школьники могут максимально проникнуться исследу- емой темой. Актуальность проектов обусловлена высокой эффективностью, четкой целенаправленностью, интерактивным взаимодействием, формировани- ем критичного мышления и развитием творческого потенциала [3]. Посред- ством таких познавательно-формирующих проектов можно реализовывать управление формированием профессиональной ориентацией. Проектная деятельность по формированию профессиональной ориентации эффективна в работе со школьниками 12–15 лет, ведь подростки – это люди, обращенные в будущее, и все настоящее выступает для них в свете этой основ- ной направленности их личности (по мнению Л. И. Божович) [4]. Подросток, помимо биологических преобразований, приобретает для себя и новую соци- альная позицию, которая оценивает учебно-воспитательный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Именно это делает подростка нуж- дающимся в помощи при выборе будущей специализации [5]. В своей работе по разработке проекта психолог должен четко формулиро- вать цель – знакомство с конкретной профессией, а также давать возможность подросткам анализировать будущие из своих потребностей и имеющихся спо- собностей, помогать сопоставлять особенности детей с требованиями, которые предъявляет к человеку привлекательная профессия и благополучная жизнь [6].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=