Университет XXI века: научное измерение

Цифровизация образования 69 Ю. М. Мартынюк, В. С. Ванькова, С. В. Даниленко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПРОГРАММИСТОВ Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и пути их решения в части усиления естественнонаучной составляющей в образовательных программах направлений подготовки ИТ-специалистов. Ключевые слова: подготовка ИТ-специалистов, образовательные программы, есте- ственно-научные дисциплины, классические алгоритмы, структуры данных. В последнее время в образовании наблюдается тенденция к усилению вни- мания к математической подготовке выпускников средней школы. Понимание того факта, что фундаментальное знание, знание, основанное на прочном усвое- нии и применении в новых условиях всего спектра инструментов и средств, ко- торыми вооружают человека будущего естественные дисциплины и, в частности, математика, складывается во вполне конкретные, актуальные и необходимые ре- шения и концепции, принимаемые на самом высшем уровне. К таким решениям, закладывающим фундамент будущего и для общества, и для конкретного чело- века, несомненно, относятся и новые федеральные государственные образова- тельные стандарты, и Концепция подготовки педагогических кадров для си- стемы образования на период до 2030 года [1], и различного рода концепции и предложения, формулируемые инициативными группами специалистов раз- личных профилей. Все эти принятые и декларируемые документы единодушны в одном: необходимо усилить естественно-научную составляющую образования, как непременное условие успешного развития страны и нормальной жизни ее народа. Математике во все времена отводилась роль основополагающего базиса, на котором основываются законы и постулаты всех остальных наук. Этот тезис лежит в основе практически каждого документа или концепции, рассчитанных на долгосрочную перспективу. При подготовке специалистов ИТ-направлений очень часто приходится сталкиваться с частичным или полным непониманием значения фундаменталь- ного математического знания в становлении профессиональных качеств про- граммиста. Основной тезис: для того, чтобы быть классным программистом, во- все не обязательно уметь брать интегралы или решать дифференциальный урав- нения: где это может нам пригодиться в дальнейшем? Причем такая позиция ха- рактерна не только для абитуриентов или студентов, но и для руководителей со- ответствующих подразделений вузов. В связи с этим иногда принимаются оши- бочные решения, имеющие не сиюминутное, но достаточно отдаленное негатив- ное и пагубное влияние на успешность всей дальнейшей профессиональной дея- тельности будущего специалиста. Так, например, к преподаванию классических

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=