Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология. Актуальные исследования 39 Для корректной организации эффективного процесса патриотического воспитания необходима реализация личностно-деятельностного подхода, про- являющегося в: – целостном воздействии на интеллектуальный, эмоциональный и дей- ственно-практический компоненты патриотизма; – использования активных методов обучения (дискуссии, создание про- блемной ситуации, работа в группах и т. п.) и создание соответствующего эмо- ционального настроя [2]. Программа обучения по дисциплине «Туризм» студентами факультета фи- зической культуры ТГПУ им. Л. Н. Толстого предусматривает приобретение ими знаний основ топографии ориентирования по карте и компасу, этапов под- готовки туристических мероприятий, особенностей проведения походов вы- ходного дня с детьми и взрослыми, организации многодневных туристических походов. На практических занятиях обучающиеся приобретают умения и навы- ки ориентирования, разработки маршрутов, применения туристического снаря- жения. В процессе практической подготовки преподавателями решаются задачи воспитания ответственного отношения к приобретению умений, поскольку ис- пользование снаряжения должно соответствовать условиям жизнеобеспечения в условиях недоступности привычной телекоммуникационной связи, бытовых удобств. Систематическое знакомство студентов с ситуациями из опыта, накоп- ленного десятилетиями как в партизанском движении, так и в ситуациях совре- менного ведения вооруженных операций, придает определенный эмоциональ- ный фон занятиям, формируя ценностное отношение и к учебному предмету, и к уровню профессиональной подготовленности. Теоретические и практические занятия носят практико-ориентированный характер, на них часто организуется работа в группах. Например, студенты объединяются в группы по 3–4 человека для выполнения возложенных обязан- ностей (работа с компасом, составление раскладки продуктов, сбор-разбор бай- дарки и т. п.). При осуществлении такой работы нередко возникают проблем- ные ситуации: от трудности выполнения задания, до конфликтной ситуации между студентами, претендующими на роль лидера в группе. Применяя методы педагогического воздействия, преподаватели используют подобные сложивши- еся ситуации как повод для применения таких средств как дискуссия или моз- говой штурм, то есть задействуют других студентов для обогащения их опыта вариантами решения конфликтных ситуаций и приобретения профессионально значимых умений контроля за поведением обучающихся. Эмоциональный фон – весьма важный компонент деятельности, особенно для занятий физической культурой, в том числе туризмом. Для патриотическо- го воспитания преподавателями используется принцип спортивного поведения «Матч состоится при любой погоде!». Приведение преподавателями примеров из многочисленных фильмов и книг о войне, о воинском долге, о студентах и выпускниках нашего факультета, несущих службу в воинских частях и под- тверждающих значимость физической и морально-нравственной подготовлен- ности, оказывает значимое влияние на формирование жизненных ценностей, личностно и профессионально значимых качеств будущих педагогов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=