Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 36 условиях и повторять ошибки своих наставников, с точки зрения сегодняшнего уровня развития психологии и педагогики, неверно. В современной психологии имеется техника, основанная на использовании метафорических ассоциативных карт (МАК), которые используются для эффек- тивной работы с широким спектром проблем: для улучшения взаимоотношений с конкретным спортсменом, для понимания его актуального состояния в дан- ный момент, для снижения его психологического напряжения и т. д. МАК – это карты, которые сами по себе не имеют значения и только люди рассматривают их в каком-либо значении. Это подтверждается тем, что у разных людей одна и та же карта имеет разное значение. МАК являются средством осознания смыс- лов, значимых для испытуемых [2]. Выготский Л. С. обращал внимание на следующее: «…мы не только тол- куем по‑разному художественные произведения, но и по‑разному их пережива- ем» [1]. Работа с МАК помогает осуществлять синхронный аналитико-синте- тический анализ, направленный на уяснение и осознание актуальных потребно- стей и переживаний исследуемого, выявлять звенья, незавершенность которых способствует правильной расстановке внутреннего потенциала и его реализа- ции. Карты помогают работать с глубинными слоями психики (бессознатель- ным). Спортсмены перекладывают свои ощущения и образы на карты и это да- ет возможность тренеру легче и глубже понять исследуемого [3]. Для апробации применения МАК в работе с юными баскетболистами было организовано педагогическое наблюдение за капитаном команды мальчиков 2012–2013 г. рождения, занимающихся в школьной секции по баскетболу на ба- зе МБОУ ЦО № 25. Анализ выбора и ответов спортсмена дал возможность понять его состоя- ние в таких сферах деятельности как учебная (в школе), учебно-тренировочная и соревновательная (проблемы в команде) и семейная (домашняя обстановка). Как бы играя, выбирая карты, ассоциируя их со своим настроением, состояни- ем, формулируя и высказывая метафоры, игроку удалось снять существующие зажимы, найти решения переживаемых им проблем. Благодаря проведенному наблюдению у мальчика улучшилось настроение, появилось доверие к тренеру, это сказалось на эмоциональном фоне занятия и его результативности. Благо- даря такому приему перекладывания ощущений и образов на МАК, юный спортсмен смог разобраться в своих чувствах, принять их и найти способы ре- шения. Тренер увидел переживания, мешающие спортивной деятельности иг- рока-капитана. Использование этой методики открывает возможность, незаметно для юных спортсменов, в игре определить проблемы, волнующие игроков, помочь им справиться с негативом, обусловливающим психическое напряжение, и со- здать более благоприятный фон для учебно-тренировочного процесса. Данная методика может быть использована для того, чтобы составить психологический портрет игрока, определить и оказывать влияние на планирование и реализа- цию психологической подготовки, на достижение определенного уровня подго-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=