Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология. Актуальные исследования 35 С. И. Рехтина, Н. И. Баскакова, О. Б. Серёгина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОВ Аннотация. В статье рассматривается возможность применения в процессе психологи- ческой подготовки юных баскетболистов метафорических ассоциативных карт, которые могут стать средством диагностики и коррекции личностных состояний, а также расширения круго- зора и опыта разрешения вопросов, волнующих как отдельных игроков, так и команду в целом. Ключевые слова: метафорические ассоциативные карты, ассоциация, метафора, лич- ность, самооценка, рефлексия. Одним из важных компонентов подготовки юных баскетболистов является психологическая подготовка. Модели учебно-тренировочного процесса, модель- ные характеристики игроков различных амплуа, тактические схемы игры рас- сматриваются во многих научно-методических разработках, однако реализация их на практике всегда привносит неповторимость, основанную на психологиче- ских аспектах игровой деятельности в условиях соперничества спортсменов, имеющих равный уровень физической, технико-тактической подготовленности, соревновательный опыт. Основной функцией тренера является обучение и развитие воспитанников, при этом разворачивается картина взаимодействий в системах «тренер – спортс- мен», «тренер – команда» и «спортсмен – спортсмен», причем руководящая роль, как правило, принадлежит педагогу-тренеру. К. Д. Ушинскому принадлежат слова: «…для того, чтобы формировать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях». Знания, которые тренер приобретает при анализе своей физкультурно-педагогической деятельности, наблюдений за спортсменами, обобщении получаемых сведений, придает его деятельности творческих харак- тер. При этом очень важны знания, приобретаемые тренером в процессе изуче- ния своих подопечных: их характера, способностей, склонностей, условий про- живания и семейных отношений и т. п. В деятельности тренера команды юных баскетболистов имеются определен- ные сложности, связанные с возрастными особенностями подростков, проявля- ющимися как в функциональных возможностях, в двигательной деятельности и проявлении различных физических качеств, так и в психологических состояниях. Поэтому очень важны знания не только теории и методики данного вида спорта, но и физиологии, педагогики и психологии. Пренебрежение ими может привести к серьезным педагогическим ошибкам. Зачастую тренеры юношеских команд выстраивают отношения в команде по довольно авторитарным схемам, полагаясь на опыт своей спортивной деятельности, на тренерскую интуицию. Однако, современные дети живут в не- сколько измененных, относительно прошедших одного-двух десятилетий,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=