Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 340 Е. Н. Чеснова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого УММА И ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО Аннотация. Статья посвящается рассмотрению современной активности уммы в интер- нет-пространстве. Приведены примеры активности мусульман в социальной сети «ВКонтакте», новых социальных практик уммы, религиозных феноменов в виртуальном пространстве. Ключевые слова: умма, интернет-пространство, интернет-пользователи, социальные медиа, социальная сеть «ВКонтакте», ислам, мусульмане. Современное общество изменяется в условиях цифровизации, все виды жизни и деятельности человека подвергаются трансформации. Социальные практики, ценностное восприятие, понимание и отношение к религии изменя- ются, адаптируются к новым условиям. Сама религия, компоненты религиозного комплекса, институциональности действуют в новых условиях. Взаимодействие человека, религиозного сообщества в интернет-пространстве строится в иных условиях коммуникации, способах самовыражения, самопрезентации, самоиден- тификации. Это проявляется при религиозном поиске (религиозной самоиденти- фикации), самообразовании, коммуникации с верующими, поиске единомыш- ленников, демонстрации собственных суждений по религиозным вопросам. Наиболее активно участвуют и восприимчивы к процессу цифровизации - ислам и умма. Создаются халяль гаджеты, IT-технологии, программы и приложения, сайты для реализации религиозных потребностей уммы. Появляются новые фе- номены и термины – «виртуальная умма», «народный иджтихад», «IT-халяль», «халяль-индустрия IT», «интернет-медресе», «мусульманские знакомства», «электронный приход», «электронные джамааты», «скайповые» муфтии и шейхи», VR-религиозный деятель, «интернет-улемы» и т. д. В этом плане пред- ставляют интерес деятельность, способы коммуникации, самореализации, «лич- ное пространство», «социальное виртуальное пространство» уммы в интернет- пространстве, влияние цифровизации на религию и верующих. Социальные медиа ( группы, страницы в социальных сетях, чаты, форумы, блоги, сайты и т. д.) в сети Интернет выступают новым пространством для ком- муникации (новых форм коммуникации, языка, нетикет) и создания новых га- джетов, IT- продуктов, IT-технологий. Например, в социальной сети ВКонтакте существует 1182 групп и сообществ связанных с исламом и объединением му- сульман. Группы и публичные страницы: 1) объединяющие верующих, прожива- ющих в одном городе или крае, регионе («Мусульмане Тулы» – 1279 подписчи- ков; «---!!!* МУСУЛЬМАНЕ ТУЛЫ *!!!---» – публичная страница, 451 подпис- чик; «Мусульмане в Тольятти» – городское сообщество объединяет 1086 подпис- чиков; «Мусульмане Красноярского края и Сибири» – объединяет 613 подпис- чиков, большое внимание уделяется вопросам религиозной, культурной жизни региона, общественным инициативам, публикуются новости направленные на

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=