Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 338 сектантство, восточный и западный оккультизм, различные протестантские тече- ния, поповское и беспоповское старообрядчество, социализм и др.) и при этом су- ществовала официальная религия, последней приходилось постоянно отстаивать своё «право на власть». Другой значительной группой выступали представители теософского дви- жения, ставящие своей целью распространение идей восточных религиозных те- чений в российской среде (А. А. Каменская, Е. Ф. Писарева). В отличии от линии официальной церкви они стремились подчеркнуть непреходящий характер во- сточных доктрин и практик, указывали на общие параллели с христианством. Отдельные философы, увлечённые восточными идеями даже отстаивали тезис о том, что можно быть одновременно и теософом, и православным (П. Д. Успен- ский). Их исходная предпосылка заключалась в поиске основы для синтеза хри- стианства и индийских религий и сводилась к следующему. Доктрины всех суще- ствующий религий можно разделить на внешние (экзотерические) и внутренние (эзотерические) составляющие. Внешние доктрины предназначены для непосвя- щённых и могут отличаться друг от друга. В тоже время, эзотерические концеп- ции в сущности отражают элементы некоего единого истинного учения. Поэтому для обнаружения истины нужно изучать и тайные христианские доктрины, и во- сточные эзотерические учения. Подобное принятие элементов иных религиоз- ных культур встречается не только в среде теософов (опиравшихся в большей степени на восточный мистицизм), но и среди представителей всех прочих ок- культных течений того времени (мартинистов, спиритов, антропософов). Нельзя отрицать и наличие явной научной интенции к изучению индийских религиозных культур. Опираясь на работы западных коллег, а также самостоя- тельно анализируя религиозные памятники, российские учёные стремились тео- ретически исследовать различные аспекты индийских религиозных доктрин и практик (Ф. И. Щербатский, С. К. Булич). В данном контексте в качестве пред- посылки мы выделяем стремление к беспристрастному научному исследованию . В качестве значительной предпосылки восприятия восточных религиозных культур можно также выделить стремление отдельных деятелей культуры (например, К. С. Станиславского [3]) к поиску путей практического применения элементов индийских мистических практик в своей профессиональной деятель- ности. В качестве последней, выделяемой нами предпосылки восприятия индий- ских религиозных учений можно назвать стремление отдельных философов са- моучек и маргиналов к индивидуальному поиску истины (М. В. Лодыженский [4], И. С. Ломакин, К. Н. Платунов), которые выразились в написании и публикации ряда оригинальных трудов. Таким образом, мы выделяем не менее пяти предпосылок интерпретации элементов индийских религиозных культур русскими мыслителями. При этом, мы ни коем образом не утверждаем, что каждый мыслитель исходил только из одного мотива. Напротив, мы считаем, что каждый мыслитель мог исходить сразу из нескольких предпосылок. Однако, в разных работах «читаются» разные тенденции, которые мы и стремились отразить. Мы предполагаем, что помимо указанных пяти, могут присутствовать и иные предпосылки, однако это требует дополнительных доказательств.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=