Университет XXI века: научное измерение

Философия. Культурология. Этика в современном мире 337 и сохраняют важную для них культуру, или напротив, уничтожают то, что пред- ставляется им вредным. Сегодня мы поднимаем вопрос о религиозной культуре Востока, прежде всего индийской религиозной культуре, от том как она отразилась и была истол- кована в истории русской мысли XIX – начала XX века, кем была истолкована и на основе каких предпосылок. К настоящему времени, тема заимствования и интерпретации элементов ин- дийских религиозных культур в трудах русских мыслителей была раскрыта нами в ряде научных публикаций [1; 2; 3; 4], что и позволяет нам говорить и о неких предпосылках толкования, и о характере тех лиц и даже групп, которые этим за- нимались. Наибольшее отражение в указанный период тема индийских религий (индуизма и буддизма) нашла в трудах русских богословов и религиозных фило- софов, представителей теософского общества, отдельных деятелей науки и куль- туры, философов самоучек и маргиналов. Фактически, каждый опубликованный труд по данной теме являлся выразителем собственных исканий его автора, при этом выражал точку зрения по данному вопросу определённой социальной группы. Рассмотрим подробнее каждую предпосылку, относящуюся к той или иной группе. К первой, самой влиятельной и многочисленной группе относятся офици- альное православное духовенство, представители университетского богословия и русские религиозные философы. В данном случае, они представляют собой своеобразный апологетический «костяк» защиты православной веры. И священ- ники, и отдельные религиозные философы, и доктора богословия очень едино- душно выступают против «языческой» веры индусов и буддистов. Уже в начале второй половины XIX века начинает формироваться их общее представление об основных характеристиках и отличиях индийских религий от православного ве- роучения. В работах А. С. Хомякова, В. Д. Кудрявцева-Платонова, епископа Хрисанфа (Ретивцева), И. А. Введенского и многих других мы находим целый ряд отрицательных оценок индийских религий в их отношении к христианству. Так, среди главных главных «претензий» со стороны православных апологетов можно выделить: отсутствие в индийских религиях (или утрата ими) идеи Бога как личности; наличие идеи единосущности человека и Бога; представление о духовном самоубийстве как итоге религиозной практики; отсутствие нрав- ственной основы существующих индийских учений. Подобные характеристики, сформулированные ещё А. С. Хомяковым [2] в се- редине XIX века в той или иной степени повторяются и дополняются большин- ством его последователей начала XX века (В. Д. Кудрявцев-Платонов, И. А. Вве- денский [1] и др.), а также встречаются в работах и интервью современных священ- ников. Исходной предпосылкой данного «идеологического крыла» апологетов яв- лялись: представления об исключительной истинности православного вероучения; постоянный намеренный поиск различий и нестыковок между христианством и индийскими религиями. В пользу данной точки зрения говорит религиозный (идео- логический) кризис российского общества, пришедший на период середины XIX – начала XX века: в условиях когда в одной стране одновременно действовали и раз- вивались различные религиозные и идеологические течения (русское религиозное

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=