Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 336 О. В. Солопов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОБ ИСХОДНЫХ ПРЕДПОСЫЛКАХ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ИНДИЙСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР В ИСТОРИИ РУССКОЙ МЫСЛИ СЕРЕДИНЫ XIX – НАЧАЛА XX в. Аннотация. Публикация посвящается выявлению основных предпосылок интерпрета- ции индийских религиозных учений в истории русской мысли. В статье излагаются выводы, отражающие результаты исследования трудов русских мыслителей середины XIX – начала XX в., содержащих толкования индийских религиозных доктрин и мистических практик: формируются пять исходных предпосылок, определяющих характер интерпретации элемен- тов индийских религиозных культур русскими мыслителями. Ключевые слова: религиозная культура, рецепция идей, интерпретация индийских уче- ний, индуизм, буддизм, апологетика, русская религиозная философия, теософия, оккультизм, вторая половина XIX века, начало XX века. На протяжении всей истории культура сопутствует человеку, выделяя его из животного мира и возвышая над природной необходимостью. Сама по себе культура развивается следуя целому ряду свойственных ей законов и является отражением человеческих идей, идеалов, целей, желаний, надежд, верований и т. д. Культура одновременно выступает совокупностью накопленных челове- ческим сообществом культурных ценностей, и в тоже время непрекращающимся процессом создания новых. Мы можем говорить о культуре маленькой перво- бытной общины, древнего полиса, цивилизации, охватывающей значительные территории и множество народов. Диалектика развития культуры приобретает самые разные измерения, в за- висимости от особенностей жизни и деятельности людей, носителей данной культуры. Например, культура свойственная обособленно живущим первобыт- ным народам зачастую доходит до определённой степени развития, а затем «кон- сервируется», замедляя ход своего развития, отдавая свой «пыл» на сохранение, созданных ранее культурных ценностей. В другом случае, накопив определённый идеологический базис, культура множится и воспроизводит себя, развивая в своей среде свои собственные ба- зовые принципы. Часто одна культура сталкивается с другой, формируя в себе антагонизм по отношению ко всему чужеродному, нападая на другие культуры, либо вырабатывает целый ряд правил и концепций, направленных на защиту самой себя. Или же происходит объединение двух и более культур на основе некой единой концепции, либо может происходить ситуация заимствования элементов одной культуры другой. Само развитие культуры может представ- ляться и как стихийный процесс и как целенаправленная деятельность форми- рующего её явного или тайного субъекта. Выявление данных субъектов, их иде- алов и целей, на наш взгляд, является одной из перспективных задач культуро- логии и философии культуры. «Историю пишут победители». Они же создают

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=