Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 334 А. В. Слобожанин, Е. Г. Мартьянова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Аннотация. В статье рассматриваются новые правовые положения относительно ис- пользования цифровых технологий в системе среднего и высшего образования. Выделяются правовые границы использования данных технологий при реализации определенных образо- вательных программ. Ключевые слова: образование, цифровое образование, образовательное право, система образования, высшее образование. Внимание к процессу цифровизации образования возникало давно, но ка- салась она частных вопросов (таких как, например, организация деятельности представительств вузов). Поэтому российское общество в целом не испытывало особого интереса к данному процессу. Дело изменилось лишь в 2020-м году, ко- гда использование дистанционных технологий охватило образование от началь- ного уровня до подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура). Орга- низовывать правовой порядок применения цифровых технологий приходилось в режиме реального времени. Более того весь этот процесс зависел не от потребностей образовательных организаций или иных участников образовательных отношений, а от внешних условий эпидемического характера (пандемия COVID-19). С течением времени настала необходимость прояснения более полного за- конодательного закрепления, в том числе опыта 2020-го года. Прежде всего, были внесены определенные изменения в главный нормативно-правовой акт в рассматриваемой нами области – Федеральный закон «Об образовании в Рос- сийской Федерации» [2]. Более конкретно нас интересуют изменения, внесенные в статьи 16 и 18-ю («Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» и «Печатные и электронные образо- вательные и информационные ресурсы» соответственно). Всего этих изменений в статье 16 было три (после 2020-го года). Первое изменение вводит новый доку- мент, который должен регулировать «электронное обучение» и «использование ди- станционных образовательных технологий». В настоящее время он представлен в тексте [1]. Вторая поправка по сути ввела в образовательную деятельность «Госу- дарственные образовательные системы». Третья поправка устанавливает необходи- мость при осуществлении среднего образования использовать только эти системы. На данный момент реализация этой поправки до конца на практике не осуществи- лось, так как речь идет не просто о системах, но о системах специально разработан- ных для образовательных программ. Они на данный момент просто не созданы в тех размерах, которые осуществят полное покрытие всеми необходимыми мате- риалами и технологиями для реализации образовательных программ. Тем более,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=