Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2023 332 2. Оно может приобретать формы консультаций в этически неоднозначных ситуациях. 3. Этическое образование может осуществляться в виде информирования о нормах профессионального этического кодекса, их объяснения и толкования. 4. Оно может принимать формы дополнительного образования, выступая как способ повышения профессиональной квалификации, особенно в тех слу- чаях, когда требование знания профессиональной этики входит в часть профес- сионального стандарта. Необходимо подчеркнуть особое соотношение этического образования и профессионального кодекса этики: 1. В профессиональных этических кодексах (особенно в международных стандартах кодексов профессии) обосновывается необходимость этического об- разования и даются рекомендации по его содержанию и осуществлению 2. Этическое образование необходимо для формирования кодексов профес- сии. Кодексы не могут быть статичными, в таком случае они останутся неэффек- тивными. Поэтому существует необходимость их постоянной корректировки, с учетом актуальных проблем профессионального сообщества. Эти изменения вносятся и обсуждаются членами профессионального сообщества, обладаю- щими этическим образованием. Неэффективность систем профессиональной этики, характерная для отече- ственных профессиональных практик, объясняется, во многом, недостаточно- стью этического образования, отсутствием исследований по этическому образо- ванию в системах профессиональной этики, отсутствием теоретико-методологи- ческой базы этического образования в профессиональной этике в целом. Можно сделать вывод, что для расширения практики этического образова- ния необходим некий общий стандарт построения систем профессиональной этики, включающий в себя элементы этического образования, стратегии разра- ботки профессиональных этических кодексов, связи правил и процедур профес- сиональной этики, необходимые для реализации принципов профессиональной этики. В современных условиях цифровизации в области «публичных профес- сий» этическое образование выступает как связующее звено между теорией и практикой профессиональной этики и как способ предотвращения типичных проблем цифровизации, связанных с дегуманизацией профессий. Литература 1. Марков Б. В., Волкова С. В. Образование в цифровую эпоху: опыт фи- лософского осмысления // Непрерывное образование: XXI век. 2020. Вып. 3 (31). 2. Назаров В. Н., Мелешко Е. Д. Этическое образование в России: проект ин- тегральной этики // Вестн. Рос. гуманитарного науч. фонда. 2005. № 40. С. 98–107. 3. Розин В. М. Философия образования. Этюды-исследования. М. ; Воро- неж, 2007. 4. Розин В. М. Образование в эпоху Интернета и индивидуализации: (по- будка-самоопределение в помощь тьютору). М., 2021.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=