Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология. Актуальные исследования 33 ния опирается на определение творчества как деятельности «…человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно-значимых ценностей» [1, с. 173]. Психологи отмечают, что основа формирования и развития творческого начала личности педагога, опора творческой деятельности учителя – его позна- вательная активность! Поэтому преподавателю вуза так важно учитывать, что развитие познавательной активности студентов можно и нужно выводить на уровень, когда волевая деятельность обучающегося будет направлена на полу- чение новых содержательных знаний и приобретение умений решать проблемы в ситуациях неопределенности. Очевидно, от будущего учителя потребуется проявление таких волевых качеств, как дисциплинированность, настойчивость, самостоятельность, целеустремленность. Творческая деятельность человека всегда мотивирована. Мотивация сту- дента педагогического вуза к творческому проектированию урока (занятия) может быть обусловлена многими составляющими. Выделим – интерес студен- та к творческой работе. И в связи с этим необходимость акцента преподавателя на объективную связь позиций: развить интерес – повысить мотивацию! В частности, в нашей работе мы всевозможными способами стремимся разви- вать интерес к содержанию обучения физике, к методикам, которые позволяют формулировать учебные задачи в деятельностной форме. На практических за- нятиях со студентами уделяем внимание творческой переработке содержания учебных заданий так, чтобы на основе их выполнения они поняли, что означает фраза «ученик приобретал функциональную грамотность». В обновленных до- кументах [5, 6] функциональная грамотность школьника, как требование к ре- зультатам обучения в XXI веке, определена как способность учащихся уверен- но использовать предметные знания и умения для решения задач в ситуациях неоднозначного выбора повседневной жизни. В связи с этим и личностные ка- чества (любознательность, инициативность, настойчивость, способность адап- тироваться, лидерские качества, социальная, культурная грамотность) обучаю- щихся – будущих учителей должны проявиться в полном объеме в процессе решения профессиональных задач в изменяющихся условиях обучения в вузе. Эти условия разнообразия создает преподаватель вуза для студентов в ходе ин- терактивных лекций, на практических, лабораторных занятиях, организуя ре- шения неоднозначных дидактических кейсов, ролевые, деловые игры, модели- руя и изменяя условия проведения экспериментов, различных заданий. На наш взгляд, в парадигме вероятностно-динамических процессов, в ин- формационном обществе понятие функциональной грамотности будущего учи- теля широко можно толковать как своего рода способность одного человека (преподавателя, учителя) технологично вводить другого человека (студента, ученика) в культуру общества определенной цивилизационной эпохи. Конечно, это – архисложная, но интересная профессиональная задача.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=